Аутизм и шизофрения у детей: сходство и различие клинико-патопсихологических проявлений

Представления о степени нарушения ментальных сфер у детей с проявлениями аутизма и шизофрении

Известно, что ранняя диагностика состояния, лечение и коррекционные занятия значительно улучшают прогноз заболевания и, как следствие, качество жизни пациентов с аутизмом и шизофренией и их родственников. Необходимо уточнение клинических и патопсихологических особенностей больных с различными формами течения аутизма и шизофрении в детском возрасте для более точной диагностики клинически схожих состояний и прогнозирования индивидуальных возможностей реабилитации для каждого больного. Целью исследования, выполненного на базе отдела детской психиатрии Научного центра психического здоровья стала разработка клинико-психопатологических, патопсихологических подходов к диагностике расстройств аутистического спектра и шизофрении в детском возрасте.

Материалы и методы исследования подходов к диагностике расстройств аутистического спектра и шизофрении у детей

В исследование включили 115 пациентов в возрасте 3-15 лет с установленными по МКБ-10 диагнозами: «Детский аутизм» (F84.02), «Шизофрения, детский тип» (F20.8xx3″) Сроки катамнестического наблюдения варьировались от 1,5 до 3 лет. Был сформирован специальный диагностический комплекс тестирования на основе методик, использованных в ходе обследования больных всех групп. Применялись следующие методики: Psychoeducational Profile — РЕР (Психологообразовательный тест), предоставляющий возможность оценить уровень когнитивного развития ребенка с аномальным развитием; патопсихологические методики, ориентированные на оценку процессов мышления, восприятия и особенностей моторики (социальной перцепции). Оценку предметно-содержательного и операционного компонентов мышления выполняли по четырём методикам: Пересечение классов, Сравнение понятий, Конструирование объекта, Малая предметная классификация. Методика Рисунок себя применялась для оценки особенностей мелкой моторики.

Результаты исследования подходов к диагностике расстройств аутистического спектра и шизофрении у детей

Итоговая комплексная оценка, полученная в результате выполнения диагностического комплекса в целом, являлась основанием для разделения всех обследованных больных на четыре группы с различными уровнями когнитивного развития и видами дизонтогенеза: искаженному, дефицитарному, дефицитарно-прогредиентному с постепенным нарастанием дефекта, регрессивно-дефектирующему.

Детский дезинтегративный аутизм (ДДА). Манифестация заболевания приходилась на возраст от 6 месяцев до 1,5 лет, когда больные демонстрировали сочетание повышенной и пониженной чувствительности к ряду раздражителей, к 2 годам нарастали аутистические проявления в виде отрешения от окружающего, трудностей контакта, отсутствия интереса к сверстникам, задержки в речевом развитии. С 2-3 лет к состоянию присоединялись стертые кататонические нарушения.У пациентов с ДДА обнаружен искаженный вид когнитивного дизонтогенеза.

Инфантильный психоз (ИП). Манифестация заболевания происходила на 2-ом году жизни с появления отрешенности от окружающего, приостановки в овладении речью, склонности к монотонной активности и стереотипному поведению. Постепенно нарастало кататоническое возбуждение с импульсивностью, негативизмом, преходящим повышением мышечного тонуса, элементами стереотипных движений. В дальнейшем отмечали нарастание когнитивного дефицита, инфантильности, специфический выбор интересов, нарушения и тугоподвижность внимания, эмоциональное уплощение, эгоцентричность, нарушения эмпатии, стремление к ограничению круга даже близких контактов, отсутствие расположенности к общению с другими детьми. У детей с ИП обнаруживаются искаженный и дефицитарный виды когнитивного дизонтогенез.

Злокачественная шизофрения (ЗШ). Заболевание манифестировало до 3-летнего возраста с началом в виде кататонического синдрома с гипер- и гипокинетическими явлениями, нарушениями сна и аппетита (пищевая избирательность). С течением времени нарастала аутистическая симптоматика, потеря сформированных навыков: речи, ходьбы, опрятности и самообслуживания. Позже, к 3-4 годам, в клинической картине отмечались психопатоподобные явления в виде агрессии к окружающим, аутоагрессии и проявлении патологии влечений. Патопсихологическое обследование пациентов выявило регрессивно-дефектирующий вид когнитивного дизонтогенеза, характеризующийся грубым отставанием и глубоким олигофреноподобным синдромом в сравнении с другими описанными профилями.

Приступообразно-прогредиентная шизофрения (ППШ). Болезнь манифестировала в промежутке от 1 года до 3 лет жизни, когда возникал острый полиморфный психотический приступ с ведущими кататоническими расстройствами. После перенесенных приступов снижалось когнитивное и социальное функционирование, нарастали эмоциональная холодность, апатия, абулия. На фоне отставания интеллектуального развития отмечались вербальные угрозы в адрес окружающих, агрессия к окружающим и/или аутоагрессия, но без намерения нанести серьезный физический ущерб. Патопсихологическое обследование пациентов показало дефицитарно-прогредиентный вид когнитивного дизонтогенеза.

В заключение, авторы подчеркивают, что выделение и описание профилей четырех видов когнитивного дизонтогенеза, наряду с решением задачи полипрофессиональной дифференциальной диагностики, способствует пониманию и созданию наиболее эффективного маршрута абилитации пациентов.

Источник: Никитина С.Г., Коваль-Зайцев А.А., Балакирева Е.Е., Шушпанова О.В., Блинова Т.Е., Куликов А.В. Разнообразие и общность клинико-патопсихологических проявлений аутизма и шизофрении в детском возрасте. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2022. № 2 (115). С. 16-24. https://doi.org/10.26617/1810-3111-2022-2(115)-16-24

Предыдущая
Синдром Кернса – Сейра или митохондриальная энцефаломиопатия (описание клинического случая)
Следующая
К вопросу качества жизни подростков – учащихся средних школ
Меню
X