К вопросу качества жизни подростков – учащихся средних школ

Подростки — потенциал страны

Подростки демографическая группа, составляющая трудовой, репродуктивный и оборонный потенциал страны. В подростковый период идет морфофункциональная перестройка организма, сопровождаемая свойственными пубертату гормональными пертурбациями и быстрым физическим ростом. Тогда же происходит психологическое и социальное созревание индивидуума. Поэтому сохранение здоровья подростков и выявление негативных тенденций его формирования являются стратегическим приоритетом здравоохранения.

Качество жизни, связанное со здоровьем (СЗКЖ), представляет собой всеобъемлющую и многомерную конструкцию, которая включает самооценку физического, эмоционального и социального благополучия.

Материалы и методы исследования социально-демографических и поведенческих факторов, связанных с качеством жизни, у подростков

Специалисты Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека (г. Иркутск) провели исследование, участниками которого стали 463 подростка в возрасте 15-17 лет из 10-х классов 14-ти общеобразовательных школ. Все участники исследования заполнили анкеты, содержащие сведения о составе семьи, количестве детей в семье, порядке рождения, возрасте, образовании, занятости, вредных привычках родителей, наличии у подростка собственной комнаты, оценке подростком бытовых условий. Также получали информацию о внешкольных занятиях подростка (занятия в спортивных секциях, творческих кружках), количестве часов в будние и выходные дни, проведенных за просмотром ТВ, компьютерными играми, у экрана с другими целями (социальные сети, интернет-серфинг, учебные курсы); расстояние до школы; суммарное время, проводимое на открытом воздухе в течение дня; время, затрачиваемое на выполнение домашнего задания; предшествующий опыт курения; курение в настоящее время. Информацию о хронических заболеваниях получали из медицинских карт школьников. Оценивали суммарный балл СЗКЖ (балл по суммарной шкале — СШ), полученный при анализе самоотчетов подростков (опросник качества жизни). В качестве дополнительных показателей оценивали баллы СЗКЖ в областях физического, эмоционального, социального и школьного функционирования. Всем подросткам проводили антропометрические измерения.

Результаты исследования социально-демографических и поведенческих факторов, связанных с качеством жизни, у подростков

Согласно результатам исследования, КЖ подростков по СШ составило 78,3, по шкале физического функционирования (ФФ), шкале эмоционального функционирования (ЭФ) — 65, шкале социального функционирования (СФ) — 90, шкале школьного функционирования (ШФ) — 70. СЗКЖ девочек по всем показателям, за исключением СФ, было статистически значимо ниже такового у мальчиков. Большинство десятиклассников имели нормальную МТ. Дефицит МТ был у 13 (2,8%), избыточная МТ — у 46 (9,9%) и ожирение — у 13 (2,8%) подростков. КЖ у подростков с разным статусом МТ было сопоставимым. Согласно информации из школьных медицинских карт, у 201 (43,4%) подростка были хронические заболевания, у 83 (17,9%) — более двух заболеваний. Наиболее часто регистрировали заболевания глаза и его придаточного аппарата (преимущественно миопия) (n=92, 19,9%) и болезни костно-мышечной системы (n=88, 19%). Подростков из неполных семей характеризовал низкий уровень СФ по сравнению с подростками из полных семей (р=0,011). Школьники, сообщившие о злоупотреблении алкоголем в своих семьях (n=18), имели значительно более низкие баллы по шкалам ПСФ и СШ. Подростки, которые тратили на выполнение домашнего задания 1–2 ч в день, имели статистически значимо более высокий уровень ШФ, по сравнению с детьми, которые занимались уроками менее 1 ч в день (p=0,003).

Подростки, которые проводили на свежем воздухе менее 30 мин в день, имели статистически значимо худшее СЗКЖ по всем шкалам по сравнению с подростками, которые проводили на улице более 1 ч в день. Примечательно, что занятия в спортивных секциях ассоциировались с достоверно лучшим КЖ, в отличие от занятий в творческих кружках.

9,5% школьников охарактеризовали свои бытовые условия как удовлетворительные или плохие, такая оценка была связана со статистически значимо худшим СЗКЖ во всех доменах и, возможно, отражала низкий социально-экономический статус семей.

Выводы на основании результатов исследования социально-демографических и поведенческих факторов, связанных с качеством жизни, у подростков

Авторы исследования подчеркивают, что социально-экономические факторы и факторы образа жизни влияют на КЖ школьников независимо от наличия фоновых хронических состояний, что необходимо учитывать при изучении психосоциальных последствий заболеваний в качестве важных вмешивающихся факторов. Полученные знания могут быть полезны для формирования групп риска в подростковой когорте.

Однако для выработки согласованных рекомендаций необходимо проведение тщательно спланированных масштабных исследований, предусматривающих комплексную стандартизованную оценку вклада каждой категории факторов в разные аспекты КЖ.

Источник: Л.В. Рычкова, А.В. Погодина, О.А. Долгих, Т.А. Астахова, М.А. Петраш, Л.Н. Лебедева. Некоторые детерминанты связанного со здоровьем качества жизни подростков – учащихся школ: одномоментное исследование. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2022; 101 (5): 135–143.DOI: 10.24110/0031-403X-2022-101-5-135-143

Предыдущая
Аутизм и шизофрения у детей: сходство и различие клинико-патопсихологических проявлений
Следующая
Функциональный писчий спазм как психогенная фокальная дистония
Меню
X