Нейрокогнитивное развитие доношенных и недоношенных детей в раннем возрасте: есть ли отличия?

Недоношенность. Основные понятия.

Ежегодно в мире случается порядка 15 млн преждевременных родов, то есть в среднем это каждый 10-й ребенок, родившийся живым. Дети, родившиеся до 37 недель беременности, считаются недоношенными. Чем меньше срок гестации и массы тела при рождении, тем выше вероятность наличия патологий развития. Преждевременные роды являются причиной неврологических повреждений, но даже при отсутствии подтвержденных неврологических повреждений недоношенные дети могут демонстрировать атипичное развитие мозга. Согласно опубликованным данным, существует взаимосвязь между изменениями структурных соединений в развитии белого вещества головного мозга и низким уровнем развития нейрокогнитивных функций у недоношенных детей. Доказано, что процессы развития головного мозга недоношенного ребенка вне зависимости от степени недоношенности и сопутствующих патологий, происходят атипичным путем, что, безусловно, проявляется в уровне нейрокогнитивного развития.

Материалы и методы исследования развития нейрокогнитивных функций недоношенных детей

На базе департамента психологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург) проведено лонгитюдное исследование, в которое включили 24 ребенка, родившихся в срок 28–36 недель с массой тела не менее 1,0 кг, и 51 ребенка контрольной группы, родившихся на сроке 37-41 недель беременности. Диагностику нейрокогнитивного развития участников проводилсь индивидуально экспертом, прошедшим соответствующее обучение по методике «Шкала Бейли» (5 показателей для анализа когнитивного, коммуникативного и моторного развития). Обследование нейрокогнитивного развития участников проводили в 5-й, 10-й, 14-й и 24-й месяц возраста ребенка.

Результаты исследования развития нейрокогнитивных функций недоношенных детей

Согласно результатам исследования, показатели когнитивного развития, рецептивной и экспрессивной коммуникации, мелкая и крупная моторика в группах и возрастах детей при их обследовании (5-й, 10-й, 14-й и 24-й мес.) статистически значимо не были связаны с показателями ни по одной из шкал методики Бейли. Таким образом, в рамках данного анализа полученные результаты свидетельствуют о том, что направление изменений показателей когнитивных, коммуникативных и моторных функций не зависит от факта наличия или отсутствия недоношенности.

Между 1-й и 2-й группами достоверно значимые различия были получены в возрасте 5 мес. по шкалам когнитивного развития, рецептивной коммуникации, мелкой и крупной моторики; в 10 мес. – по шкалам когнитивного развития, рецептивной коммуникации и крупной моторики; в 14 мес. статистически значимых различий по шкалам не выявлено; в 24 мес. – по шкале когнитивного развития.

Выводы на основании результатов исследования развития нейрокогнитивных функций недоношенных детей

Авторы исследования считают, что недоношенность оказывает избирательное влияние на развитие нейрокогнитивных функций в различные периоды раннего развития ребенка. При этом в более раннем возрасте это влияние оказывается значительным. Недоношенные дети демонстрируют низкие показатели по когнитивному развитию по сравнению с доношенными детьми во все принятые периоды обследования, кроме срока 14 мес.

Авторы подчеркивают, что в исследовании приняли участие дети без каких-либо локальных поражений мозга, соматической и неврологической патологии, и это явилось причиной того, что они догнали своих сверстников с течением времени по коммуникативному и моторному развитию. В период спада активного процесса синаптогенеза в первичной сенсорной коре (5 мес.), такие дети демонстрируют более низкие показатели когнитивного развития, рецептивной коммуникации мелкой и крупной моторики, по сравнению с их доношенными сверстниками. В период спада активного процесса синаптогенеза в префронтальной коре головного мозга (24 мес.) они демонстрируют различия в когнитивном функционировании с доношенными детьми. В период максимального образования синапсов (пик синаптогенеза) в префронтальной коре головного мозга (14 мес.) у детей основной группы не было различий по уровню развития нейрокогнитивных функций, по сравнению с группой рожденных в срок.

Таким образом, в рамках данной работы была предпринята попытка проследить роль процесса синаптогенеза в развивающемся мозге ребенка в зависимости от его периодов (пика и постпикового). Полученные данные свидетельствуют о том, что после «ложной» активации внутренних механизмов развития головного мозга (пик синаптогенеза) в период снижения скорости образования новых синапсов (постпиковый период) в первичной сенсорной и префронтальной коре можно наблюдать снижение уровня развития нейрокогнитивных функций недоношенного ребенка.

Источник: Бакушкина Н.И., Исаева Е.Р. Лонгитюдное исследование динамики нейрокогнитивного развития у недоношенных и доношенных детей от 5 до 24 месяцев // Вестник психотерапии. 2022. № 81.С. 40–49. DOI: 10.25016/2782-652X-2022-0-81-40-49

Предыдущая
Расследование случаев гепатита неизвестной этиологии среди детей младшего возраста (Шотландия, 01.01.2022 – 12.04.2022)
Следующая
Клинический случай синдрома Иова у грудного ребенка
Меню
X