Новая методика диагностики тревожно-фобического синдрома в раннем детском возрасте

Принципы диагностики психопатологии у детей

Диагностика психопатологии в раннем возрасте затруднена в силу её недостаточной изученности и отсутствия объективных методик обследования, в частности эмоциональной сферы. Стандартные психологические методы диагностики тревоги и страхов подразумевают достаточную зрелость эмоциональной и познавательной сферы, поэтому могут быть использованы для детей старше 3-4 лет.

На основании многолетних наблюдений за детьми от 0 до 4 лет в условиях дома ребёнка г. Мытищи Московской обл., детского психоневрологического санатория № 66 г. Москвы, специалистами были описаны эмоциональные реакции, расцениваемые как страх – так называемые индикаторы страха, и прослежена их зависимость от возраста ребёнка. Было определено, что к проявлениям (индикаторам) страха в раннем детском возрасте относятся: вздрагивание, нарушения мышечного тонуса, мимика испуга, крик и плач, соматовегетативные реакции, реакции отказа и/или сопротивления, двигательное беспокойство и/или замирание, избегающее поведение/стереотипии/ритуалы, оборонительные действия/агрессия/аутоагрессия.

Предложено оценивать совпадение индикаторов страха относительно следующих ситуаций и объектов: звуковых (резкий неожиданный звук, шум бытовых приборов, интонация материнского голоса), визуальных (приближение крупных предметов, чужие люди), пищевых (грудь матери, пустышка, бутылочка, соска, введение новых продуктов), тактильных (стрижка волос или ногтей, купание, одевание), игровых (куклы, животные, др. игрушки). В случае совпадения перечисленных ситуаций с диагностическими индикаторами в диагностической таблице ставится знак «+». Полученный протокол обследования подвергается качественному и количественному анализу.

Пример использования методики диагностики тревожно-фобического синдрома в раннем детском возрасте

Авторы методики представляют пациентку 2-х лет, мама которой обратилась к психологу по поводу того, что ребёнок отталкивает от себя кукол, отказываясь от игр с ними. При обследовании выявлено, что девочка также избегает общения с малознакомыми людьми, отворачивается, отказываясь здороваться и отвечать на вопросы. Когда ее настоятельно спрашивают «как тебя зовут?» — начинает тихо плакать. В соответствующих графах диагностической таблицы отмечалось присутствие страха кукол в виде оборонительных действий – «+», страха чужих людей в форме избегания – «+», мутизма – «+», плача – «+». На основании наличия двух страхов (что может быть возрастной нормой) на фоне соматизированных признаков тревоги в виде функциональных нарушений желудочнокишечного тракта и атопического дерматита, была рекомендована консультация детского психотерапевта.

Психопатологическая диагностика выявила наличие у девочки тревожнодепрессивного расстройства на фоне отвергающего поведения матери и страх незнакомых людей, имеющий все вышеперечисленные патологические признаки. Был назначен азафен (25мг) 1/4таблетки с последующей игротерапией и семейной психотерапией. Состояние и поведение девочки значительно улучшились. Однако в последующие годы наблюдения психическое развитие девочки шло по шизоидному типу. К началу обучения в школе отмечались элементы когнитивного дефицита в виде рассеянности внимания, трудности концентрации и механического запоминания на фоне нормального интеллекта. Таким образом, можно предположить, что выявленный с помощью, предложенной методики диагностики тревожно-фобический синдром у девочки 2 лет был или форпостом, или дебютом процессуального заболевания. Своевременно оказанная помощь, возможно, предотвратила развитие острой психотической симптоматики и грубого дефекта в дальнейшем.

Опросник для родителей, позволяющий диагностировать тревожное состояние у детей от 0 до 3 лет

Авторы сообщения составили опросник для родителей, позволяющий диагностировать тревожное состояние у детей от 0 до 3 лет, который предлагает варианты ответов «да/нет» на вопрос: «Часто ли Ваш ребенок 1) плачет; 2) срыгивает; 3) бывает скован в движении; 4) страдает от кишечных колик; 5) имеет задержку стула более 1 дня; 6) болеет простудными заболеваниями; 7) много ест, не испытывая чувство насыщения; 8) отказывается от еды; 9) бывает агрессивен; 10) совершает навязчивые (защитные) действия?

Если из десяти предложенных вопросов в трех-пяти из них будут получены подтверждающие ответы, ребенок находится в зоне повышенного риска по развитию ранней психопатологии в рамках тревожных расстройств и нуждается в консультации невролога, при положительных ответах свыше пяти – психиатра.

Источник: Волкова О.М. Примеры практического использования новой методики диагностики тревожно-фобического синдрома в раннем детском возрасте// Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2022 (22). № 1, С. 115-121

Предыдущая
Роль продуктов прикорма в формировании вкусовых предпочтений и нутритивного статуса детей
Следующая
Принципы дифференциальной диагностики при синдроме вялого ребенка
Меню
X