Роль продуктов прикорма в формировании вкусовых предпочтений и нутритивного статуса детей

Развитие системы вкуса и вкусовых привычек  

Известно, что вкусовые рецепторы новорожденного распознают четыре основных вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый. Врожденное предпочтение к сладкому является доминирующим вкусом. К сожалению, в ряде случаев данная физиологическая особенность может стать фактором риска формирования избыточной массы тела и ожирения. В дальнейшем стимуляция вкусовых рецепторов продолжается через грудное молоко, состав и вкус которого напрямую зависят от тех продуктов, которые использует кормящая мать в своем рационе. Дети на искусственном вскармливании не обладают такой обширной гаммой вкусовых восприятий, поскольку молочная формула имеет определенный однотипный вкус. Доказано, что многократное воздействие на вкусовые рецепторы в период введения продуктов прикорма способно оказывать влияние на вкусовые предпочтения ребенка.

Материалы и методы исследования по оценке влияния различных схем введения продуктов прикорма на формирование пищевого поведения

На базе детской поликлиники г. Санкт-Петербурга проведено открытое проспективное рандомизированное исследование, участниками которого стали доношенные дети в возрасте от 4 до 6 мес., которым на момент включения в исследование не были введены продукты прикорма. Все дети, включенные в исследование, были рождены от одноплодной беременности, срочных родов, в удовлетворительном состоянии, со средними показателями физического развития, большая часть из них (75%) – в результате физиологических родов. Под постоянным контролем исследователей находилось 46 детей (основная группа), родители которых четко следовали рекомендациям по последовательности, срокам и объему введения продуктов прикорма только промышленного производства. Группу сравнения составили 40 детей, которым вводили в рацион продукты прикорма как промышленного производства, так и домашнего приготовления; дети этой группы состояли под патронажем участкового педиатра. Оценку переносимости прикорма и пищевого поведения проводили с помощью специально разработанных вопросников. Оценивали динамику нутритивного статуса на фоне введения прикорма.

Результаты исследования по оценке влияния различных схем введения продуктов прикорма на формирование пищевого поведения

На момент включения детей в исследование на исключительно грудном вскармливании находились 30 (34,9%) детей, на смешанном – 26 (30,2%), на искусственном – 30 (34,9%). Дети на смешанном и искусственном вскармливании получали современные адаптированные молочные формулы, преимущественно профилактической направленности (94,7%); три (5,3%) ребенка – лечебное питание (формула на основе глубокого гидролиза молочного белка). Физикальное обследование детей на момент включения в исследование выявило признаки рахита I–II степени у 36 (41,8%) детей; функциональные нарушения органов пищеварения у 23 (26,7%) детей; малые пороки развития и стигмы дизэмбриогенеза – у 52 (60,4%) детей; синдром двигательных нарушений легкой степени – у 25 (29,0%) детей; легкие локализованные проявления атопического дерматита – у 16 (18,6%) детей. Примечательно, что каждый четвертый ребенок, включенный в исследование, имел отягощенный аллергологический анамнез.

Согласно результатам исследования, большинство детей адекватно воспринимали вводимые продукты прикорма как промышленного, так и домашнего приготовления, имели средние параметры физического развития и нутритивного статуса. Кожные проявления пищевой аллергии (19,6% в основной группе, 17,5% в группе сравнения) выявлены на продукты промышленного производства: безмолочную гречневую кашу и любые молочные каши, цветную капусту, тыкву, кабачок; домашнего приготовления – рыбу, клубнику, тыкву. Диспепсические нарушения в виде учащения/урежения дефекации выявлены у 13 и 22,5% детей в основной группе и группе сравнения соответственно. Бесконтрольное введение продуктов прикорма у детей группы сравнения (раннее введение фруктового или ягодного пюре, молочных каш, творога) сопровождается увеличением числа детей с избыточной массой тела в 3,5 раза за период наблюдения. Быстрая замена одного продукта на другой при отказе ребенка употреблять продукт прикорма не позволяет сформировать позитивное отношение к новому вкусу. В основной группе 10 (66,6%) из 15 детей с исходно негативным отношением к прикорму согласились есть неприемлемое ранее блюдо, в группе сравнения – 1 ребенок из 4 (p <0,05).

Выводы на основании результатов исследования по оценке влияния различных схем введения продуктов прикорма на формирование пищевого поведения

В заключение, авторы подчеркивают, что нежелание ребенка воспринимать новый продукт не должно сопровождаться желанием родителей сразу заменить его на другой. Необходимо проявить терпение и даже некоторую настойчивость, чтобы приучить ребенка к нелюбимому продукту, это заложит основы формирования правильного пищевого поведения. Необходимо соблюдать сроки и порядок введения продуктов прикорма для формирования у детей правильного пищевого поведения и вкусовых предпочтений.

Источник: Богданова Н.М., Хавкин А.И., Новикова В.П., Кравцова К.А. Роль продуктов прикорма в формировании вкусовых предпочтений и нутритивного статуса детей. Вопросы детской диетологии. 2022; 20(2): 50–57. DOI: 10.20953/1727-5784-2022-2-50-57

Предыдущая
Постнатальная цитомегаловирусная инфекция у недоношенного ребенка
Следующая
Новая методика диагностики тревожно-фобического синдрома в раннем детском возрасте
Меню
X