«Каждый имеет право на собственное мнение, но не на собственные факты»
Дэниел П. Мойнихан* (1983)
Нерешительность в отношении вакцинации — задержка в принятии или отказе от вакцинации, несмотря на широкую доступность услуг по вакцинации
В начале 2019 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что нерешительность в отношении вакцин представляет собой серьезную угрозу для глобального здравоохранения. Представьте себе на мгновение, что вы смотрите или слушаете дебаты, или интервью о недоверии к вакцинам: два лидера представляют противоположные точки зрения. Как общественность решает, кто прав, а кто виноват? Как отделить факты от мнений? По определению, факты считаются истинными на основании неопровержимых доказательств, в то время как мнения субъективны.
Нерешительность в отношении вакцин: в этом нет ничего нового
Эпоха современной вакцинации началась примерно в 1800 году с разработки вакцины против оспы Эдвардом Дженнером (1749–1823). Однако, резкое падение смертности в Англии не происходило до 1853 года, когда парламент принял Закон об обязательной вакцинации младенцев от натуральной оспы. В это же время, кампании запугивания, основанные на смертях, связанных с прививками, новых вспышках и нарушениях личной свободы, очень успешно вызывали сомнения в умах людей. Возвращаясь к современности, обращает на себя внимание недавний рост недоверия к вакцинам в США, который в значительной степени был вызван публикациями деятелей, связывающими детские прививки с аутизмом. Эти кампании страха продолжают угрожать общественному здоровью.
Пандемия COVID-19 и вакцинация от SARS—CoV-2
С 11 марта по 20 декабря 2020 года во всем мире было зарегистрировано 75 миллионов случаев заболевания и 1,6 миллиона случаев смерти от инфекции, вызванной вирусом SARS-CoV-2. Разработка и производство нескольких вакцин менее чем за год стало выдающимся событием. Фармацевтические компании провели клинические испытания с десятками тысяч пациентов и показали эффективность 60-90% после первой дозы с очень небольшим количеством побочных эффектов. Опросы населения показали, что 70% людей были готовы вакцинироваться, 20% — сомневались и заняли выжидательную позицию. 10% опрошенных были убеждены, что вакцины небезопасны, опубликованные данные ложные, фармацевтическая промышленность ориентирована лишь на прибыль, результаты научных исследований фальшивые, а вирус — не более смертоносен, чем обычная простуда. Авторы настоящего сообщения считают, что пандемия COVID-19 в настоящее время превратилась в «пандемию непривитых», что стало причиной более 97% смертей в больницах США.
Анализируя результаты многочисленных опросов и анкетирования населения, становится ясно, что все противники вакцинации не доверяют науке, активно распространяют дезинформацию, политизируют и распространяют заговоры, а также создают свои собственные «альтернативные» факты.
Наука, основанная на доверии
Существует парадокс: бесспорно, что наука основывается на доказательствах, однако, для большинства людей осознание научных данных основано на доверии. Оказывается, недоверие к новым фактам имеет под собой научную основу. Считается, что это связано с активацией дорсолатеральной префронтальной зоны коры головного мозга, которая отвечает за подавление нежелательных представлений, которые сильно противоречат убеждениям конкретного индивидуума. Доказано, что ложные убеждения распространены при нейродегенеративных заболеваниях, а также при ряде психических расстройств. Таким образом, существует вероятность того, что непоколебимая позиция противников прививок может иметь неврологическую основу.
Недавнее исследование, в котором приняли участие 120 000 респондентов из 126 стран, показало, что люди с большей вероятностью будут вакцинированы там, где исторически высокое доверие к науке.
Возможные решения проблемы недоверия к вакцинам
По мнению ряда авторов, существуют два возможных решения для устранения дезинформации о недоверии к вакцинам: обучение и интенсивный публичный обмен сообщениями и регулирование контента в социальных сетях. Новые программы для детей должны применяться с 6-летнего возраста, когда происходит перевод мыслительных навыков с конкретного репрезентативного мышления на более абстрактное обучение, начинается сокращение числа синапсов и удаление избыточных связей для повышения эффективности нейросети префронтальной области коры головного мозга. Принципы понимания и разоблачения лжи можно изучать индивидуально или на групповых занятиях, с фокусом на отличия фактов и мнений и на то, как можно достичь консенсуса при установлении истины.
Авторы сообщения подчеркивают, что срочно требуется регулирование платформ социальных сетей для предотвращения постоянного шквала дезинформации, проникающей в нашу жизнь. Социальные сети стали опасны для общества, так как их инструменты позволяют рекламодателям, мошенникам, заговорщикам, влиятельным лицам, троллям нацеливаться на отдельных лиц и группы и использовать их личные данные для распространения ложной или вводящей в заблуждение информации по любой теме. Авторы считают, что, возможно, для осуществления реальных изменений требуется создание Всемирной организации социальных сетей, состоящей из представителей правительств и отраслевых партнеров со всего мира.
В быстро меняющемся мире важно проводить дискуссии, слушать экспертов в соответствующих областях, проверять сказанное и не поддаваться влиянию отрицателей или заговорщиков.
*Дэниэл Патрик Мойнихэн (16.031927 – 26.03.2003) — американский государственный деятель, социолог, профессор Гарвардского университета, был сенатором от штата Нью-Йорк в течение 24 лет, уйдя из политики, стал научным сотрудником исследовательского центра им. Вудро Вильсона (прим. переводчика)