Медицинские страхи связаны с увеличением заболеваемости детей
Рост заболеваемости способствовал более частому посещению детьми врачей и медицинских учреждений. В частности, по данным исследования, посвященного анализу посещаемости педиатров в РФ за период 2007-2016 гг., темп прироста общего числа посещений педиатров в Дальневосточном федеральном округе прирост составил 16,7%. По результатам опроса «Всероссийского центра изучения общественного мнения», проведенного 5 октября 2020 г. среди 1600 представителей взрослого населения, 74% россиян опасались заражения COVID-19 себя и своих близких, при этом 15% испытывали сильные опасения. Рост опасений родителей повлек за собой распространенность страха заболеть и у детей, так как страхи, непроизвольно внушенные со стороны окружающих взрослых, встречаются у детей наиболее часто.
Материалы и методы исследования особенностей содержания и выраженности медицинских страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
В исследование, проведенное специалистами ФГБОУ ВО Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток) приняли участие 56 детей в возрасте от 4 до 11 лет, которые были разделены на 2 группы: 1 группа включала 26 детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, из них 9 четырехлетних, 8 пятилетних, 8 шестилетних и один семилетний, мальчиков и девочек поровну. 2 группа включала 30 детей младшего школьного возраста, обучающихся в лицее, из них 6 семилетних, 7 восьмилетних, 8 девятилетних, 7 десятилетних и 2 одиннадцатилетних, мальчиков и девочек поровну. С помощью «Авторской анкеты для родителей» были выявлены особенности двух выделенных подгрупп относительно их опыта взаимодействия с медицинской сферой.
Результаты исследования особенностей содержания и выраженности медицинских страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Согласно результатам исследования, дети из группы 1 болели чаще, однако, школьники (группа 2) больший опыт госпитализаций. Школьники чаще проходили профилактические осмотры, чаще подвергались оперативным вмешательствам. Причиной госпитализации школьников (группа 2) в большинстве случаев были заболевания дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата. Дети из группы 1 чаще поступали в стационар с кишечными инфекциями и с ЛОР-заболеваниями. Школьникам чаще проводили инвазивные процедуры (уколы, забор крови из вены и пальца, капельницы) и перевязки. Никто из детей не сталкивался когда-либо с клизмами.
По результатам методик «Шкала явной тревожности для детей» (адаптировано А.М. Прихожан) и «Тест тревожности» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) было выявлено, что в группе 2 было больше детей, чей уровень тревожности находился выше нормы (9 из 30, 30%), чем в группе 1 (2 из 26, 8%). Для дошкольников наиболее характерным был страх уколов, боли и операций. Школьники больше всего боялись лечь в больницу и подвергнуться операции. Таким образом, были выявлены достоверно значимые отличия по шкалам: «операций» (p ≤0,01) и «лечь в больницу» (p ≤0,01).
Авторы подчеркивают, что страх операций стоял на первом месте по выраженности среди всех медицинских страхов в обеих группах, что может быть связано с его наибольшим риском причинения физического ущерба. Отличия по показателям «операций» и «лечь в больницу» могут быть связаны с бóльшим опытом взаимодействия с данными медицинскими ситуациями у младших школьников, что подтвердилось результатами анкеты.
В группе 1 наиболее часто встречались страхи заболеть, сказочных персонажей и крови (p ≤0,01). Дети из группы 2 достоверно чаще боялись умереть, смерти близких и войны (p ≤0,01). Также наблюдалась тенденция к большей выраженности страха открытых пространств у дошкольников и страхов нападения и опоздания в группе младших школьников (p ≤0,05).
Выводы на основании результатов исследования особенностей содержания и выраженности медицинских страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
На основании результатов исследования, авторы сделали вывод, что медицинские страхи, как и другие виды страхов, могут носить навязанный характер и быть спровоцированными окружающими. Это указывает на необходимость более полного информирования детей о содержании медицинских процедур, последствий и болезненности проведения без проявления эмоционально-оценочного отношения к ним. Полученные данные также могут указывать на сложности адаптации детей в условиях стационара, что в дальнейшем влечет за собой появление страхов, связанных с госпитализацией, и демонстрирует необходимость оказания психологической поддержки в связи с необходимостью лечь в больницу.