Ранние симптомы атопии

Ранние симптомы атопии как фактор реализации атопического марша

Понятие «атопический марш» (АтМ)

Понятие «атопический марш» (АтМ), подтверждает эволюционный характер течения аллергии. Под АтМ понимают естественное последовательное течение атопических заболеваний (АтЗ), характеризующееся возрастными особенностями расширения спектра сенсибилизации и развития клинических симптомов. В большинстве случаев первыми клиническими проявлениями IgE-опосредованной гиперчувствительности являются симптомы атопического дерматита (АтД) в раннем возрасте с последующей сенсибилизацией к аэроаллергенам и развитием других АтЗ (бронхиальной астмы (БА) и аллергического ринита (АР) в более старшем возрасте. Доказана прямая корреляция пищевой аллергии (ПА) у детей и риска формирования респираторной аллергии. Выделены факторы риска развития АтМ у пациентов с АтД: раннее начало АтД; тяжесть заболевания; персистенция заболевания; наличие мутации FLG; полисенсибилизация; атопия со стороны родителей.

Описание клинического случая реализации атопического марша у подростка

Аллергологи-иммунологи Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого представляют мальчика 15 лет, который обратился к специалисту с жалобами на зуд, сухость и чувство стянутости кожи, тяжесть в грудной клетке, свистящее дыхание, заложенность носа. Перинатальный период был без особенностей.

Впервые гиперемия и зуд кожи на щеках появились в 4 мес, в 5 мес диагностирована аллергия к белкам коровьего молока (АБКМ), в 6 мес — атопический дерматит. Первый эпизод бронхиальной обструкции (БОС) на фоне острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) зафиксирован в 2 года. С 4 лет стало отмечаться свистящее дыхание при физической нагрузке. В 4,5 года выставлен диагноз «бронхиальная астма, атопическая», в 5 лет диагностирован аллергический ринит, в 6 лет впервые возникли симптомы аллергического риноконъюктивита (АРК) в весеннее время. При проведении скарификационных кожных проб с аллергенами обнаружена сенсибилизация к аллергенам пыльцы березы и деревьев — диагностирован поллиноз.

Примечательно, что у ребенка установлен отягощенный семейный анамнез: старший брат пациента наблюдается с АРК, у мамы диагностирована БА, периодически отмечаются проявления экземы, дедушка мальчика страдает хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), а у бабушки регистрируются симптомы экземы.

Мальчик соблюдал гипоаллергенную диету до 7 лет, затем начались частые погрешности в питании. В лечении эпизодически применялись кремы для увлажнения кожи, топические глюкокортикостероиды (ТГКС), периодически — таблетки хлоропирамина гидрохлорида для купирования кожного зуда. С целью облегчения дыхания пациент использовал дозированный аэрозольный ингалятор (ДАИ) сальбутамол, эпизодически — интраназальные глюкокортикостероиды (ИнГКС) и ксилометазолин, Полной ремиссии не достигалось: тяжелую степень АтД определяли уже с 3 лет вплоть до 15-летнего возраста.

Авторы сообщения обращают внимание, что у мальчика в 4 месяца регистрировалась аллергия на молочные продукты, в 2 года — на яйца, в 3 года — на курятину, в 5 лет — на ореховую продукцию и в 8 лет — на яблоки и груши, что отражает перекрестную сенсибилизацию к пищевым и пыльцевым аллергенам орешника, березы и плодовых деревьев.

При осмотре обращали на себя внимание тотальная сухость кожных покровов, выраженный кожный рисунок, множественные экскориации и трещины кожи, объемные элементы эритемы, папулы, очаги лихенизации на поверхности туловища, в области локтевых, коленных, голеностопных и лучезапястных суставов; приоткрытый рот, затрудненное носовое дыхание, по задней стенке глотки – густая слизь. При аускультации над всеми полями легких выслушивалось ослабленное дыхание, выдох был затруднен, на выдохе — сухие свистящие хрипы. Ребенку был выставлен диагноз: «Бронхиальная астма атопическая, персистирующая, тяжелой степени, неконтролируемая. Аллергический ринит, персистирующий, средней степени тяжести. Атопический дерматит, подростковая фаза, диффузный, тяжелой степени тяжести». Рекомендации для пациента включали: ведение пищевого дневника; ограничение потребления пищевых аллергенов; использование эмолентов; крем метилпреднизолона ацепонат, дезлоратадин; туалет носа – спрей или душ солевого раствора; спрей мометазона фуроат; качестве базовой терапии астмы — будесонид + формотерол через дозированный порошковый ингалятор.

На контрольном приеме через 4 месяца сухость и зуд кожи уменьшились, был достигнут частичный контроль над симптомами БА. Симптомы АР на фоне ИнГКС купировались.

Выводы на основании описания клинического случая реализации атопического марша у подростка

В заключение, авторы подчеркивают, что этот клинический случай демонстрирует несколько важных факторов, повышающих риск развития других АЗ: ранее начало симптомов атопии — пищевой аллергии, далее последовательное развитие АтД, БА, АПР на фоне формирующейся поливалентной сенсибилизации к аллергенам и наследственной отягощенности по АЗ. Данный пример показывает, что АтМ может реализоваться из-за сенсибилизации через ранний нарушенный барьер АтД, из-за общих, возможно, генетических и экологических, факторов.

Источник: Ильенкова Н. А., Степанова Л. В., Сергиенко Д. Ф. Ранние симптомы атопии как фактор реализации атопического марша на примере клинического случая // Лечащий Врач. 2022; 5-6 (25): 34-38. DOI: 10.51793/OS.2022.25.6.006

Предыдущая
Медицинские страхи у детей – проблема, требующая внимания
Следующая
Внимание: аллергия на морепродукты у младенца!
Меню
X