Насколько компетентны педиатры в вопросах профилактики, определения риска или выявления суицидального поведения у детей?

Суицид, как причина смерти подростков и молодых взрослых

В возрасте от 15 до 29 лет самоубийства являются второй по значимости причиной смерти от внешних причин, уступая только гибели в автодорожных происшествиях. По данным исследований, у 80% молодых людей, совершивших суицид, в анамнезе отмечалось самоповреждающее поведение без суицидальных намерений. Систематический недоучет, то есть вклад так называемых латентных самоубийств, составляет от 15,8% у юношей до 27,6% у девушек (латентные самоубийства — события, регистрируемые как несчастный случай или смерть от неясных причин («случайное» падение с высоты, гибель под колесами поезда, передозировка наркотиков и др.). Врачи первичного звена здравоохранения редко оценивают суицидальный риск у своих пациентов. Трудности с определением суицидального риска могут быть вызваны отсутствием навыков установления контакта с депрессивными пациентами и выявления суицидальных мыслей, особенно в случае с юными пациентами. В России врач-педиатр сталкивается с подростками с признаками самоповреждений и с суицидальным поведением как в рамках профилактических осмотров, так и при обращении по поводу различных заболеваний. Однако, по неясным причинам, врачи-педиатры не выявляют и не направляют за получением квалифицированной помощи детей с суицидальными проявлениями.

Материалы и методы исследования компетентности врачей-педиатров в вопросах суицидального поведения у детей

Специалистами ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» совместно с Союзом педиатров России разработан опросник, отвечающий целям исследования. В опросе приняли участие 208 врачей-педиатров. 1-й вопрос был направлен на выявление стажа работы врача-педиатра. С помощью следующих вопросов изучалась информация о поведении педиатра во время приема: оценивается ли эмоциональное состояние ребенка, используются ли для оценки эмоционального состояния шкалы и специальные опросники, задаются ли определенные вопросы о настроении (и ребенку, и его опекунам), задаются ли вопросы о суицидальных мыслях/намерениях (ребенку и опекунам), как оцениваются внешние проявления эмоционального неблагополучия, выявляются ли самоповреждения, какие сложности возникают при оценке эмоционального состояния и определении риска суицида.

Результаты исследования компетентности врачей-педиатров в вопросах суицидального поведения у детей

Согласно результатам исследования, 123 респондента (59,1%) указали стаж работы более 20 лет, 45 (21,6%) — от 11 до 20 лет, 40 человек (19,2%) — 10 лет и менее.

97,1% специалистов утверждали, что оценивают эмоциональный статус своих пациентов во время приема. Большинство — 156 (75%) специалистов уточняли у пациента или его родственников, принимают ли они какие-либо психотропные препараты, что особенно важно с учетом возможного лекарственного взаимодействия, развития нежелательных реакций, в том числе таких потенциально крайне опасных осложнений, как серотониновый синдром.

На приеме 86,1% учитывали особенности внешнего вида ребенка, выражение лица, интонацию голоса, задавали вопросы о настроении (65,4%), опрашивали родителей (62,5%). На наличие следов самоповреждений обращали внимание 98,6% специалистов. Расспрашивали о происхождении этих повреждений 88,4%, сообщали об увиденном законным представителям (родителям или опекунам) — 171 (82,2%). Однако, важно подчеркнуть, что повреждения на теле ребенка могут быть вызваны жестоким или ненадлежащим обращением, о чем медицинские организации обязаны информировать органы внутренних дел.

Сочетание свежих следов самоповреждений и сниженного настроения указывает на наличие суицидального риска и должно насторожить любого специалиста. Тем не менее, лишь 36,1% респондентов спрашивали пациентов о суицидальных мыслях, намерениях и действиях. При этом лишь 53,3% из этих специалистов задавали прямые вопросы: «Были ли у тебя мысли о смерти? Есть ли у тебя желание закончить свою жизнь? Были ли у тебя попытки причинить себе вред? Когда у тебя возникают такие мысли/попытки?» В целом они составляют 19,2% (40) от всех опрошенных.

12,9% врачей, участвовавших в исследовании, использовали общеизвестные тесты и опросники, помогающие оценить тревогу и депрессию (шкалу депрессии Бека; HADS).

Только 69,3% специалистов готовы были направить своих пациентов к психологу, а 51,7% — к психиатру.

Выводы на основании исследования компетентности врачей-педиатров в вопросах суицидального поведения у детей

Авторы считают, что настоящее исследование выявило недостаточную компетентность врачей в сфере коммуникаций с пациентом и его семьей, низкий уровень профессиональных представлений о проблеме суицида в разрезе клинических проявлений, выявления и маршрутизации. Повышение компетентности врачей педиатрической службы должно быть направлено на демифологизацию области психического здоровья, повышение уровня знаний и формирование практических навыков в работе с детьми, имеющими психические расстройства и расстройства поведения, в частности для выявления и оценки рисков суицидального поведения.

Источник: Басова А.Я., Бебчук М.А., Устинова Н.В., Намазова-Баранова Л.С., Эфендиева К.Е., Вишнева Е.А. Компетентность врачей-педиатров в вопросах профилактики, определения риска или выявления суицидального поведения у детей: одномоментное опросное исследование. Вопросы современной педиатрии. 2021;20(3):234–241. doi:

Предыдущая
Клинический случай идиопатической анафилаксии у ребенка
Следующая
Клинический случай панкреатита у ребенка раннего возраста
Меню
X