Желтуха позднего неонатального периода — норма или патология?

Физиологические и патологические желтухи новорожденных

Гипербилирубинемия, следствием которой является желтуха у новорожденных детей в 1-7 дни жизни – явление физиологическое. Физиологические желтухи встречаются у 60-80% новорожденных. Желтухи, сохраняющиеся в позднем неонатальном периоде (8-28 сутки жизни), считают патологическими. Однако, не всегда желтуха у ребенка в возрасте старше 1 недели является отклонением от физиологической нормы.

Материалы и методы исследования причин и длительности желтухи у детей в позднем неонатальном периоде

Специалистами Смоленского медицинского университета изучено 30 медицинских карт новорожденных детей, получавших лечение в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей (ОПННД), в возрасте старше 7 суток с затянувшейся желтухой. Наблюдаемых детей разделили на три группы.

Результаты исследования причин и длительности желтухи у детей в позднем неонатальном периоде

В группу I вошли 12 детей, гестационный возраст (ГВ) которых был 38,2 +1,2 недель, масса при рождении 3345,3+152,2г. На 2-е сутки жизни у всех детей группы I появилось желтушное окрашивание кожных покровов и были диагностированы внутриутробные инфекции, в том числе – врожденная пневмония. В течение 3-4 суток отмечали нарастание желтухи, которая затем оставалась стабильной более 10 дней. Тяжесть состояния детей была обусловлена основным заболеванием. Отмечали физиологическую окраску стула и мочи, отсутствие признаков анемии. Средний показатель сывороточного билирубина составил 238,4+12,2 мкмоль/л. На фоне проводимой терапии основного заболевания желтуха купировалась на 18-22 сутки жизни. 8 детей в этой группе находились на искусственном вскармливании, 4 — на смешанном.

Группа II была представлена 10 доношенными новорожденными со средним ГВ 39,5 +2,4 недель и массой при рождении 3645,3+174,5г. Эти дети были своевременно выписаны из родильного стационара под наблюдение участкового педиатра. Все новорожденные группы II находились на грудном вскармливании. Однако, дома отмечали нарастание желтухи, проводимые амбулаторно лечебные мероприятия были не эффективными и детей направили на стационарное лечение. При поступлении в ОПННД у всех пациентов этой группы диагностировали желтуху 4-5 степени (уровень билирубина составил 326,4+12,2 мкмоль/л). Несмотря на проводимое лечение (перевод на 3 суток на адаптированную молочную смесь, фототерапия), нормализации уровня билирубина в крови добиться не удалось, хотя проявления желтухи значительно уменьшились. Детей выписали из стационара с желтухой 1 степени, которая продолжалась более 1 месяца и прошла самостоятельно.

В группу III включили 8 детей с ГВ 36,8 +2,4 недель и массой при рождении 2,876,4+142,2г. При рождении у новорожденных этой группы диагностировали кровоизлияния в ЦНС вследствие внутричерепной родовой травмы. Желтушно окрашивание кожи, проявившееся на 2-3 сутки жизни, нарастало в течение недели, но потом быстро купировалось на фоне проводимой терапии основного заболевания (длительность желтухи не превышала 28 дбней). В период нарастания желтухи уровень билирубина был относительно высоким — 315,3+24,2 мкмоль/л.

Выводы на основании результатов исследования причин и длительности желтухи у детей в позднем неонатальном периоде

В заключение, авторы делают вывод, что проведенное исследование позволило выявить три наиболее частых причины желтухи позднего неонатального периода:

  1. Интоксикационная желтуха на фоне инфекции новорожденных (пневмония, сепсис), продолжительность до 22 дней.
  2. Желтуха на фоне внесосудистого гемолиза у новорожденных с гипоксически-геморрагическими поражениями ЦНС вследствие внутричерепной родовой травмы, продолжительность – не более месяца.
  3. Желтуха, причины которой не установлено.

Авторы полагают, что желтухи, причины которых не установлены, могут быть связаны с материнским грудным молоком и возникают за счет ингибирования активности фермента глюкуронилтрансферазы гормонами, содержащимися в грудном молоке в 1 месяц лактации. Длительность такой желтухи может быть более месяца. При этом, согласно опубликованным данным, такие желтухи следует отнести к физиологическим.

Источник: Ибатулин А.Г., Сенченкова П.Г., Сосновская Я.В. Желтухи позднего неонатального периода// Смоленский медицинский альманах 2022, №2, С:47-52.

Предыдущая
Случай злокачественного течения болезни Вильсона — Коновалова
Следующая
Клинический случай синдрома Келли — Сигмиллера
Меню
X