Понятие «кибербуллинг»
Кибербуллинг – это агрессивные и преднамеренные, а также длительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта и повторяющиеся неоднократно по поводу жертвы, которой трудно защитить себя. Современная форма девиантного поведения подростков выражается в преследовании, унижении, издевательстве и оскорблении пользователей сети на разных интернет-площадках, форумах, в социальных сетях и ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли.
Проявления кибербуллинга
К проявлениям кибербуллинга относят распространение в социальных сетях ложной/компрометирующей информации или размещение фото, которое ставит владельца в неудобное положение; отправку оскорбительных сообщений или угроз в мессенджерах; отправку неприемлемых сообщений другим не под своим именем.
Последствия кибербуллинга
Согласно опубликованным данным, последствия кибербуллинга могут быть длительными и влиять на человека-жертву по-разному: психологически – подросток расстроен, чувствует себя обескураженным, обманутым, иногда это вызывает гнев или депрессию; эмоционально – чувство стыда или потеря интереса к любимым вещам, друзьям, хобби, к жизни вообще; физически – чувство усталости (потеря сна) или такие симптомы, как боли в животе и цефалгии, которые можно отнести к психосоматическим расстройствам, и др. Подросток чувствует себя очень плохо, а ощущение того, что над ним смеются или издеваются, может помешать открыто говорить об этом или попытаться справиться с проблемой. Для жертвы последствия кибертравли исходят из тех негативных эмоций, которые она испытывает (оскорбление, раздражение, гнев, страх), и чаще всего выражаются в депрессии, тревожных расстройствах, нарушениях пищевого поведения, агрессии, самоповреждениях, суицидальных мыслях, скулшутинге (от англ. school shooting — «школьная стрельба»). Для «агрессора» основными последствиями кибертравли может стать закрепление насилия как способа коммуникации, развитие девиантного варианта поведения.
Виды девиантного поведения подростков и молодых людей в Интернете
На сегодня исследователи выделяют помимо кибербуллинга еще ряд других видов девиантного поведения подростков и молодых людей в Интернете, которые чрезвычайно быстро распространяются: флейминг – разжигание спора, публичные оскорбления и эмоциональный обмен репликами в Интернете между участниками в равных позициях; троллинг – размещение в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или конфликты между участниками; хейтинг – негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто ложная и без обоснования своей позиции; киберсталкинг – использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу, отчаяние и раздражение.
Распределение ролей в кибербуллинге
Обычно в процессе кибербуллинга происходит распределение ролей, зафиксированных исследователями: агрессор (буллер) – имеет высокий уровень интернет-активности, импульсивности, низкий уровень эмпатии, демонстрирует пренебрежение, самоуверенность, обиду со злобой и гневом, уверенность, что не будет наказан, получает удовольствие от страданий жертвы; жертва – демонстрирует подавленность, отчаяние, заниженную самооценку, повышенную тревожность, фрустрацию, уныние, потерю контроля над ситуацией, страх, одиночество, склонность к суициду; для свидетеля характерно бездействие, страх оценки ситуации, колебания в обе стороны; наблюдатели являются пассивными участниками процесса: демонстрируют неопределенность и безразличие; для защитника характерно сострадание жертве и муки совести; помощник агрессора хочет присоединиться к «успеху» агрессора, ведомый, неспособный на самостоятельные шаги и принятие решений; хамелеон, почувствовав кибер-унижение на себе, может стать агрессором для других, названный «жертва-агрессор», инверсивный, провоцирующий.
Откуда берутся буллеры?
Буллеры — прежде всего лица с искаженным мировосприятием и обезображенным мировоззрением: возможно, в детстве недолюбленные родителями, незамеченные и «недохваленные» учителями, незаслуженно наказанные кем-либо или неспособные проявить себя в положительных достижениях и т. д. Очевидно, это личности с опытом детских (подростковых) психотравм, приведших к развитию деструктивной жизненной позиции (мировоззрения), и потенциальными возможностями, устремляющимися в деструктивное русло.
Меры профилактики кибербуллинга
Для профилактики кибербуллинга, чтобы максимально обезопасить себя и своих близких от опасностей в сети Интернет, детям и подросткам нужно постоянно совершенствовать свои знания и навыки в области информационной безопасности в сетевом пространстве и учиться гуманным правилам поведения. Необходимо по возможности соблюдать конфиденциальность, не сообщать свои персональные данные; не открывать доступ к своей странице незнакомым людям; следить за информацией, которая выкладывается в Интернете; не посылать сообщения с изображениями, которые могут обидеть кого-то; не отвечать на оскорбления и не мстить; блокировать агрессора или деактивировать свой аккаунт.
В заключение, авторы подчеркивают, что необходимо проводить систематический опрос детей и подростков с целью выявления указанных деструктивных процессов. Это позволит проводить надежные сравнения и систематизацию эмпирических данных, а также на этой базе осуществлять разработку эффективных программ противодействия и профилактики кибербуллинга.