Проблема олигоменореи у подростков
Наиболее распространенным вариантом расстройств менструального цикла в подростковом возрасте является олигоменорея (ОМ) — нарушение менструального цикла, включая малый срок менструаций и их отсутствие от 35 дней до 6 мес. В структуре общей гинекологической заболеваемости девочек-подростков доля первичной ОМ достигает 7,7%, при этом современное лечение дает кратковременный эффект, что связано с различными нарушениями функционирования репродуктивной системы. При ведении несовершеннолетних пациенток с ОМ важен междисциплинарный подход, направленный на охрану репродуктивного здоровья.
В современном мире девушка-подросток часто сталкивается с психологическими стрессовыми ситуациями, включая серьезные физические и умственные нагрузки. На фоне стрессовых перегрузок, перенесенного острого или продолжительного хронического стресса формируется вегетативно-гормональная дисрегуляция репродуктивной системы, которая выступает потенциально возможной причиной ОМ у несовершеннолетних. Различают первичную ОМ, вторичную ОМ и неуточненную ОМ.
Материалы и методы исследования по оценке роль стрессогенных факторов при первичной и вторичной олигоменорее у несовершеннолетних
Целью исследования, проведенного специалистами кафедры акушерства и гинекологии № 2 ФГБОУ ВО РостГМУ МЗ РФ (г. Ростов-на-Дону), стала оценка роли стрессогенных факторов при первичной и вторичной олигоменорее у несовершеннолетних для оптимизации диспансерного наблюдения в условиях работы кабинета врача – акушера-гинеколога. В исследование включили 96 девочек-подростков: в первую группу вошли 36 пациенток с первичной ОМ, во вторую группу – 32 ребенка с вторичной ОМ, в третью (контрольную) группу включили 30 девочек с отсутствием нарушений менструального цикла. Критериями включения девушки-подростка в исследование стал возрастной период более 2,5 года от начала менархе. В сыворотке периферической крови путем иммуноферментного анализа для каждой участницы исследования устанавливали уровни гонадотропных (лютеинизирующего (ЛГ), фолликулостимулирующего (ФСГ) гормонов, пролактина (ПРЛ) и стероидных (тестостерон, эстрадиол (E2), прогестерон) гормонов, глюкокортикоидов (кортизол), а также катехоламинов (норадреналин, адреналин). Вариант адаптационной реакции (АР) определяли с учетом показателей лейкоцитарной формулы крови.
Результаты исследования по оценке роль стрессогенных факторов при первичной и вторичной олигоменорее у несовершеннолетних
Согласно результатам исследования, гестационный период у матерей пациенток с первичной ОМ часто протекал с осложнениями. Действительно, в ряде исследований есть указания на возможное понижение овариального резерва у новорожденных девочек, родившихся в результате преждевременных родов. В рамках настоящего исследования было выявлено, что у пациенток с первичной ОМ, по сравнению со второй группой и группой сравнения, чаще наблюдалась неонатальная патология, что взаимосвязано с неблагоприятным течением гестации: преждевременные роды в 22% случаев, преэклампсия – в 25% случаев (pк контролю<0,05; p1–2<0,05). В случае первичной ОМ у девушек-подростков значимо чаще пубархе (рост лобковых волос) опережало телархе (набухание молочных желез) и менархе (первая менструация), что обозначает неправильный пубертат — андрогенный вектор полового развития пациенток с первичной ОМ.
Стрессогенные факторы, такие как Единый государственный экзамен, вступительные испытания, отмечались в обследуемых группах с аналогичной частотой (р>0,10). Однако, было показано, что у девочек с первичной и вторичной ОМ чаще выявлялись факторы, связанные с неблагоприятными семейными ситуациями. Девушки-подростки, страдающие вторичной ОМ, чаще были отличницами, имели повышенные учебные и спортивные нагрузки.
При анализе результатов лабораторного обследования несовершеннолетних с первичной ОМ, в сравнении с девушками-подростками других обследуемых групп, оказались значимо более высокими концентрации ЛГ, ФСГ, тестостерона на фоне более низких показателей ПРЛ, Е2 и прогестерона, что свидетельствовало о преобладании расстройств периферических звеньев репродуктивной системы. У пациенток из второй группы было установлено достоверно более высокое повышение секреции глюкокортикоидов на фоне снижения концентрации ЛГ, ФСГ, что характерно для преобладания у них расстройств центральных уровней регуляции репродуктивной системы. Концентрация прогестерона у пациенток с ОМ была значимо ниже, чем у девушек-подростков контрольной группы (р <0,05).
Выявлены корреляции между наличием реакции стресса у пациенток с первичной ОМ и показателями адреналина (p <0,05), норадреналина (p <0,05), эстрадиола (p <0,05). У пациенток с вторичной ОМ отмечалась прямая корреляционная взаимосвязь между наличием реакции стресса и показателями адреналина (p <0,05), норадреналина (p <0,05), кортизола (p <0,05).
Выводы по результатам исследования по оценке роль стрессогенных факторов при первичной и вторичной олигоменорее у несовершеннолетних
Проведенное исследование определяет предикторы развития репродуктивных нарушений в периоде полового созревания и может помочь практикующим педиатрам в оптимизации прогнозирования, профилактики, диагностики и лечения олигоменореи у девочек-подростков.