Сотрясение мозга у детей младшего школьного возраста: клиническая оценка и рекомендации в восстановительный период

Целью настоящего исследования явилась комплексная характеристика клинической картины и течения заболевания у детей в возрасте от 5 до 11 лет с диагнозом сотрясение головного мозга, находившихся на лечении в детской клинической больнице Филадельфии (Children’s Hospital of Philadelphia, Филадельфия, США). Было обследовано 1626 детей, у которых было диагностировано сотрясение мозга.

В качестве клинически значимого временного отрезка для сравнительной оценки состояния пациентов был выбран период в 28 дней, поскольку большинство детских сотрясений самопроизвольно разрешаются в течение этого времени. Как на момент первого обращения, так и в течение 28 дней оценивали соматические симптомы (головная боль, тошнота, рвота, чувствительность к свету, к шуму; онемение или покалывание). Особое внимание обращали на факт проведения клинического визуально-вестибулярного обследования, состоящего из оценки плавных движений, горизонтальных и вертикальных саккад, вестибулоокулярного рефлекса и сложной тандемной походки, а также оценки ближайшей точки конвергенции,  симптомы, связанные со сном (усталость, сонливость, проблемы с засыпанием, сон дольше обычного, сон короче обычного, эмоциональные симптомы (раздражительность, печаль, нервозность), когнитивные симптомы (заторможенность, оглушенность, трудности с концентрацией внимания или запоминанием).

Большая доля пациентов с сотрясением мозга в возрасте 9-11 лет имела патологические изменения при визуальной вестибулярной оценке по сравнению с пациентами в возрасте 5-8 лет. Наиболее часто отмечались нарушения устойчивости взгляда (41,7%), тандемной походки (40,0%) и саккад (38,8%), дефицит конвергенции (18,4%) и плавности движений (16,8%) наблюдался в более низких пропорциях.

Почти все пациенты (95,9%) сообщили по крайней мере о 1 соматическом симптоме (например, головная боль, головокружение), 54,1% — сообщили о проблемах со сном, и 66,1% — о зрительно-вестибулярных симптомах.

Авторы обращают внимание на то, что только 11,6% детей были направлены на реабилитационную терапию. Подавляющее число всех пациентов с сотрясением мозга не получили официальные медицинские рекомендации для передачи в школы (как это было рекомендовано Американской академией педиатрии): указаний на необходимость предоставления дополнительных перерывов в занятиях, дополнительного времени для выполнения заданий; применение более крупного печатного шрифта или использование аудиокниг.

Авторы делают вывод о том, что внедрение стандартизированной визуальной вестибулярной оценки в практику может облегчить раннюю адаптацию маленьких пациентов к занятиям в школе и дошкольных учреждениях.

 

Источник: Master CL, Curry AE, Pfeiffer MR, Metzger KB, Kessler RS, Haarbauer-Krupa J, DePadilla L, Greenspan A, Breiding MJ, Arbogast KB. Characteristics of Concussion in Elementary School-Aged Children: Implications for Clinical Management. J Pediatr. 2020 Aug;223:128-135

 

Предыдущая
Витамин-К-дефицитная коагулопатия. Выявление ранних геморрагических проявлений — фактор, определяющий успех терапии
Следующая
Метод «кожа к коже» в комплексе ухода за недоношенными новорожденными:  участие отца чрезвычайно важно
Меню
X