Детская йога для дошкольников

Почему дошкольный период настолько важен?

В дошкольном возрасте закладывается основа здоровья и физические качества, необходимые для полноценного развития детей, что обеспечивает будущее не только физического, но и психологического здоровья и является одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Одними из важнейших элементов психических функций головного мозга является зрительно-пространственная ориентация, восприятие зрительных анализаторов и, конечно, мелкая моторика. Зрительно-моторная координация — это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Письмо — сложный координационный навык, требующий сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти. Родители и воспитатели все чаще обращают внимание на повышенную активность детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) очень актуальна и является одной из современных проблем состояния здоровья детского организма. Такие дети находятся в группе риска по задержке развития зрительно-моторных координационных навыков, и, как следствие, могут испытывать проблемы с обучением в школе.

Материалы и методы исследования эффективности занятий детской йогой с точки зрения развития зрительно-моторной координации

Специалисты Тюменского государственного университета провели исследование, в ходе которого была разработана и внедрена Программа по развитию зрительно-моторной координации у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста посредством детской йоги (далее — Программа). Программа направлена на развитие координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики, а также тренировку дыхательной системы, повышение защитных функций организма детей с использованием элементов хатха-йога. Для изучения особенностей зрительно-моторной координации гиперактивных детей до начала занятий йогой и через 2 месяца от начала Программы использовали известные методики: А.Р. Лурия и «Проба на реципрокную координацию» и «Пробы моторной одаренности» И.И. Озерецкого. В исследовании приняли участие 8 мальчиков и 2 девочки в возрасте 5-6 лет с синдромом гиперактивностью и дефицитом внимания.

Результаты исследования эффективности занятий детской йогой с точки зрения развития зрительно-моторной координации

Согласно результатам исследования, с помощью нейропсихологической диагностики А.Р. Лурия и «Пробы моторной одаренности» Н.И. Озерецкого было выявлено, что уровень развития зрительно-моторной координации находился на низком уровне до начала Программы у всех 10 детей с гиперактивностью.

Важной составляющей Программы занятий йогой для участников исследования стало правильное дыхание. Дыхание тесно связано с эмоциями, поэтому прежде всего педагог обучал детей нескольким дыхательным упражнениям и позам. Выполнив их, дети успокаивались и могли воспринимать инструкции педагога. Регулярные занятия помогли развить у участников исследования уравновешенность и способность концентрироваться.

Через 2 месяца от начала исследования повели контрольное тестирование детей — участников исследования согласно вышеупомянутым методикам. Было выявлено, что уровень развития зрительно-моторной координации, с помощью пробы моторной одаренности и нейропсихологической диагностики находился на среднем уровне у всех детей с гиперактивностью.

Выводы на основании результатов исследования эффективности занятий детской йогой с точки зрения развития зрительно-моторной координации

В заключение, авторы сделали вывод, что использование в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения системы упражнений детской йоги для гиперактивных детей повышает их показатели зрительно-моторной координации. Приобретенные навыки помогут детям с СДВГ в учебе, играх с другими детьми, повысят самооценку.

Источник: Лазурко М.Н., Соловьева Е.А. Детская йога как средство развития зрительно-моторной координации у гиперактивных детей старшего дошкольного возраст//Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 07/2022. С:25-39

Предыдущая
Случай ветряной оспы с множественными бактериальными осложнениями
Следующая
Принципы применения кожных иммунологических тестов для скрининга туберкулезной инфекции у детей и подростков
Меню
X