Проблемы с обучением в школе у родителей детей с СДВГ – фундаментальная диагностическая подсказка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — состояние, характеризующееся выраженным, стойким, неадекватным уровнем невнимательности, импульсивности и гиперактивности, что оказывает негативное влияние на социальную, образовательную и профессиональную деятельность. Его предполагаемая распространенность во всем мире составляет 5% у детей и 2,5% у взрослых. Согласно опубликованным данным, у 40% детей с диагнозом СДВГ во взрослом возрасте наступает ремиссия, в 40% случаев симптомы сохраняются в ослабленной форме, проявляющейся эмоциональными нарушениями, социальными и профессиональными трудностями, а у 20% продолжают проявляться черты, соответствующие типичной форме заболевания. В исследованиях доказано, что низкий вес при рождении, курение, воздействие наркотиков и алкоголя во время беременности, психические расстройства у матери, низкий социально-экономический являются факторами риска по развитию СДВГ у ребенка.

Материалы и методы исследования частоты симптомов, указывающих на СДВГ, в детстве у родителей детей с доказанным диагнозом СДВГ

В исследовании, проведенном специалистами Института охраны здоровья матери и ребенка, отделения детской неврологии и психиатрии университетской детской больницы «Бурло Гарофоло» (Триест, Италия) проведено проспективное исследование «случай-контроль», в которое включили 60 детей и 120 родителей (их матерей и отцов). В качестве «случаев» рассматривали родителей детей, с диагнозом СДВГ. Контрольную группу составили родители детей. с различными нервно-психическими состояниями, не связанными с СДВГ. Родителям было предложено ответить онлайн на 25 пунктов рейтинговой шкалы Wender Utah Rating Scale-25 (WURS-25), являющейся инструментом для ретроспективной идентификации наличия и тяжести симптомов, характерных для СДВГ в детстве. 21 пункт шкалы относится к СДВГ (невнимательность, гиперактивность, импульсивность, аффективная, эмоциональная и функциональная дисфункция), а 4 служат контрольными пунктами. Шкала является инструментом скрининга для ретроспективной оценки СДВГ в детстве

Результаты исследования частоты симптомов, указывающих на СДВГ, в детстве у родителей детей с доказанным диагнозом СДВГ

Согласно результатам исследования, в основной группе у 2/60 (3,3%) детей преобладала гиперактивность, у 14/60 (23,3%) преобладала невнимательность и у 44/60 (74,3%) комбинированное расстройство. 46/60 (77%) детей с СДВГ получали постоянную медикаментозную терапию.

Среди родителей детей с СДВГ на анкету ответили 60/60 (100%) матерей и 57/60 (95%) отцов по сравнению с 60/60 (100%) и 60/60 (100%) матерями и отцами детей без СДВГ.

Тест оказался положительным (балл ≥ 46) у 46/117 (39,3%) родителей детей с СДВГ и у 2/120 (1,7%) родителей детей без СДВГ (p <0,0001).

У матерей 94,7% положительных тестов относились к «группе случаев», что означало наличие у них ребенка с СДВГ (p <0,0001). Аналогичные результаты наблюдались у отцов (96,6% против 3,4%, p <0,0001).

Было показано, что 28,3% родителей с общим положительным результатом теста WURS повторили хотя бы один учебный год в школе. Средний балл по вопросам, оценивающим эмоциональную лабильность, составил 14 среди 48 родителей с положительным тестом WURS по сравнению с 5 среди 189 родителей с отрицательным результатом.  (p <0,0001)

Выводы на основании результатов исследования частоты симптомов, указывающих на СДВГ, в детстве у родителей детей с доказанным диагнозом СДВГ

Авторы подчеркивают, что настоящее исследование показывает высокую частоту симптомов, соответствующих СДВГ, в детстве у родителей детей, страдающих этим расстройством. Таким образом, наследственность, вероятно, играет фундаментальную роль в патогенезе СДВГ: тщательный семейный анамнез позволит провести раннюю диагностику, начать своевременное лечение и профилактику неблагоприятных последствий. С другой стороны, семейный анамнез может быть подходящим диагностическим ключом, на который врачи должны обратить особое внимание.

По мнению авторов, педиатры должны активно изучать анамнез родителей при обследовании детей с подозрением на СДВГ. Настоящее исследование подчеркивает высокую частоту школьных и эмоциональных нарушений в детстве родителей больных детей, обосновывая пригодность теста WURS для ретроспективной оценки их симптомов СДВГ.

Источник: Wiel LC, Rispoli F, Peccolo G, Rosolen V, Barbi E, Skabar A. ADHD symptoms and school impairment history in parents of ADHD children are a fundamental diagnostic and therapeutic clue. Ital J Pediatr. 2022 Mar 28;48:50. doi: 10.1186/s13052-022-01240-7. PMCID: PMC8962016.

Предыдущая
Цефтазидим-авибактам в педиатрии – «портрет» пациента: кому и когда?
Следующая
Lactobacillus rhamnosus GG для предупреждения рецидивов реактивного артрита у детей
Меню
X