Факторы, влияющие на человека в период его роста и развития
В современных условиях необходимо учитывать совокупность факторов (характер питания, уровень физической активности, стрессовые ситуации, условия проживания), влияющих на человека в период его роста и развития. Данные официальной статистики свидетельствуют о продолжающемся ухудшении здоровья детей. За время обучения число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз, а к окончанию школы до 55% выпускников имеют различные хронические заболевания. В ряде исследований указано, что почти 75% школьников имеют отрицательные тенденции в состоянии здоровья, которые приобретают эпидемический характер. В современной литературе развивается направление, основывающееся на оценке уровня здоровья с точки зрения теории адаптации. Адаптация создает фон, который и определяет уровень здоровья, и риск развития заболеваний, и зависит от исходных резервных возможностей организма.
Материалы и методы анализа морфофункциональной адаптации школьников второго периода детства
В совместной работе специалистов ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево, Россия) и ГОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» (г. Луганск, Украина) анализировали морфофункциональную адаптацию школьников второго периода детства (11 лет) в зависимости от пола как ресурса управления их здоровьем. Участниками исследования стали 9 мальчиков и 13 девочек — учащихся 6 класса «Луганского общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательная школы № 18». Для оценки адаптационных возможностей измерялись соматометрические и физиометрические показатели: ЖИ (жизненный индекс, отношение жизненной емкости легких к массе тела), АП (индекс адаптационного потенциала по Р.М. Баевскому, показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы), ИМТ (индекс массы тела, индекс Кетле), ВИК (вегетативный индекс Кердо, рассчитывается на основании значений частоты сердечных сокращений и диастолического давления по формуле), ИП (Индекс Пинье, показатель крепости телосложения, выражает разницу между ростом стоя и суммой массы тела и окружностью грудной клетки в фазе выдоха).
Результаты анализа морфофункциональной адаптации школьников второго периода детства
Согласно результатам исследования, по показателям веса, роста и окружности грудной клетки (ОГК), в зависимости от пола, школьники достоверно не отличались. Все антропометрические показатели были в верхних пределах физиологической нормы.
Анализ индекса Кетле выявил избыточность веса у школьников вне зависимости от пола, а индекс Пинье продемонстрировал, что все обследованные дети имели слабое телосложение. Это может свидетельствовать о недостаточной физической подготовке детей и их слабом мышечном компоненте вне зависимости от пола.
По показателям вегетативного индекса Кердо удалось выяснить, что большинство девочек (54%) отличались выраженной симпатикотонией, уравновешенность симпатической и парасимпатической системы была отмечена у 23%. У большинства обследованных мальчиков (66%) также отмечалась симпатикотония, и у 12% была отмечена уравновешенность симпатической и парасимпатической системы. Все обследованные дети являлись с преобладанием влияния симпатического отдела автономной нервной системы («симпатотоники»), что не характерно для детей этого возраста.
Жизненная ёмкость лёгких у детей разного пола достоверно не отличалась, но наблюдалось среднее варьирование признака, именно у девочек — 22,56%, у мальчиков — 18,31%. При этом показатель не соответствовал физиологической норме для данного возраста.
При анализе результатов исследования адаптационного потенциала системы кровообращения выявлено напряжение адаптационных возможностей более, чем у половины мальчиков (56%). В целом, частота сердечных сокращений у школьников 11 лет, вне зависимости от пола, превышала физиологическую норму, что может быть свидетельством эмоционального перенапряжения.
Выводы на основании результатов анализа морфофункциональной адаптации школьников второго периода детства
Авторы исследования считают, что адаптационный анализ физических возможностей школьников показал, что наблюдается несоответствие соматического и психофизиологического статуса требованиям ситуации школьного обучения. В состоянии школьной дезадаптации находится почти каждый третий обследованный ребенок вне зависимости от пола.