Умственные способности и гигиена полости рта: есть ли связь?

Гигиена полсти рта – важная часть базовых привычек ребенка

В настоящее время соблюдение гигиены полости рта играет важную роль. Особенно это необходимо в детском возрасте, когда закладываются базовые привычки. Возникновение аномалий прорезывания зубов, лечение ортодонтическими конструкциями у детей затрудняет возможность поддерживать хорошую гигиену полости рта. Поэтому в рамках подготовки к ортодонтическому лечению первостепенно проводится обучение гигиене полости рта.

Методика исследования взаимосвязи интеллектуальных способностей и мелкой моторики с гигиеной полости рта у детей

Специалисты ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» провели исследование, целью которого стало определение взаимосвязи зрительно-моторной координации, общего уровня интеллектуальных способностей и мелкой моторики с гигиеной полости рта у детей школьного возраста.

В исследование включили 49 детей в возрасте 7-9 лет и 51 ребенок 10-12 лет. Работа с детьми проводилась в два этапа.

Первый этап. Для детей возрастом 7–9 лет предлагалось пройти зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендера, который определяет уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала, а также оценивает зрительно-моторную координацию. Школьники 10–12 лет проходили тест, предназначенный для определения общего уровня интеллектуальных способностей. На выполнение 50 тестовых заданий давалось 15 минут. Каждой возрастной группе предлагалось пройти тест креативности Торранса: нужно было дорисовать предложенные незаконченные стимульные фигуры и придумать название к каждому полученному рисунку.

Второй этап. Для оценки гигиены полости рта был выбран индекс OHI-S, так как в нем оцениваются те зубы, которые уже имеются в выбранных возрастах. Наличие неминерализованных и минерализованных зубных отложений на поверхности зубов выявляли с помощью окраски индикаторными таблетками CuraProx и осмотра зубных рядов.

Для подсчета полученных значений была разработана программа для определения гигиенического статуса стоматологического пациента в которую вбивались значения кода каждого зуба в зависимости от площади и степени минерализации отложения.

Результаты исследования взаимосвязи интеллектуальных способностей и мелкой моторики с гигиеной полости рта у детей

Согласно результатам исследования, у детей возраста 7-9 лет зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендера показал значения от 13-45 баллов, тест креативности Торранса — 26-96 баллов. У детей возраста 10-12 лет краткий ориентировочный тест показал значения 4-17 баллов, тест креативности Торранса — 28-99 баллов. Для дальнейшей работы школьников разделили на три группы: с высоким, средним, низким показателем. В каждой из полученных групп определили средние значения уровня гигиены. После автоматического определения индекса гигиены специальной программой, его интерпретировали следующим образом:

Значение Оценка индекса Оценка гигиены рта
0,0-0,6 Низкий Хорошая
0,7-1,6 Средний Удовлетворительная
1,7-2,5 Высокий Неудовлетворительная
>2,5 Очень высокий Плохая

Выводы по результатам исследования взаимосвязи интеллектуальных способностей и мелкой моторики с гигиеной полости рта у детей

В ходе исследования выявили корреляционную зависимость между умственными способностями, мелкой моторикой и индексом гигиены полости рта.

Низкие показатели индекса гигиены соответствовали тем учащимся, у которых результат теста умственной способности и мелкой моторики высокий, и, наоборот, высокие показатели индекса гигиены соответствовали тем детям, у которых результат теста низкий. Авторы рекомендуют проводить данные тесты в школах для выявления групп с повышенным риском кариозных поражений твердых тканей зуба и их осложнений и целенаправленного воздействия методов профилактики.

Таким образом, уровень гигиены полости рта непосредственно связан с умственными способностями и мелкой моторикой у детей.

Источник: Пшеничникова И.И., Захарова И.Н., Свинцицкая В.И., Мирошина А.В. Нарушения ночного сна: влияние на состояние здоровья подростков. Практика педиатра. 2020. № 3, С.20-23

Предыдущая
Синдром Прадера-Вилли: клинический случай
Следующая
Алгоритмы и принципы введения докорма: педиатру на заметку
Меню
X