Особенности клинических проявлений синдрома раздраженного кишечника у детей, перенесших COVID-19

Коронавирус и желудочно-кишечный тракт

Известно, что коронавирус проникает в организм человека через рецепторы ангиотензин-превращающего фермента 2 (АПФ2, angiotensin converting enzyme 2, АСЕ2). Высокая экспрессия рецепторов АПФ2 при COVID-19 отмечается не только в альвеолярных клетках легких, но и в железистых эпителиальных клетках желудка, двенадцатиперстной кишки и толстой кишки, что может приводить к возникновению гастроинтестинальных симптомов у пациентов. Так, согласно результатам ряда исследований, у 10–50% больных коронавирусной инфекцией отмечаются гастроэнтерологические жалобы.

Материалы и методы исследования по оценке особенностей клинических проявлений СРК у подростков, перенесших COVID-19

На базе ООО «Медицинский центр Гастро-лайн» г. Донецка обследовано 58 детей старшего школьного возраста (12–17 лет) с синдромом раздраженного кишечника СРК. У 28 пациентов СРК развился на фоне перенесенной коронавирусной инфекции (основная группа). Группу сравнения составили 30 подростков с СРК, не ассоциированным с COVID-19. Для оценки наличия и выраженности основных клинических симптомов функциональных гастроинтестинальных расстройств (ФГИР) у обследованных пациентов был использован Опросник «7×7» (7 симптомов за 7 дней), разработанный Российской гастроэнтерологической ассоциацией. Для оценки степени тяжести абдоминального болевого синдрома была использована простая описательная шкала интенсивности боли.

Результаты исследования по оценке особенностей клинических проявлений СРК у подростков, перенесших COVID-19

Согласно данным проведенного анализа результатов анкетирования с использованием Опросника «7×7», установлено, что пациенты основной группы имели более высокие баллы в оценке выраженности клинических симптомов ФГИР. Так, средний балл по опроснику «7×7» среди пациентов основной группы составил 17,4±0,3, что было статистически значимо (р <0,001) выше относительно детей группы сравнения -12,0±0,2.

При проведении сравнения долей пациентов с различной степенью тяжести симптомов ФГИР между группами выявили статистически значимое (р <0,05) различие между размерами долей пациентов с легкой степенью тяжести расстройства — доля данных пациентов в группе сравнения была значительно больше. Было также выявлено статистически значимое (р <0,05) различие между размерами долей пациентов с выраженной степенью тяжести – она была больше в основной группе.

Более высокая степень выраженности клинических симптомов ФГИР среди пациентов основной группы была связана с тем, что в большинстве случаев проявления СРК сочетались с симптомами диспепсии (чувство переполнения после приема пищи, тошнота, раннее насыщение, эпигастральная боль или жжение) — 71,4±8,5%. В группе сравнения симптомы диспепсии регистрировали у трети пациентов.

Согласно результатам исследования, наибольшую долю пациентов в основной группе составили больные с сильным абдоминальным болевым синдромом — 64,3±9,1% детей (р <0,001). В группе сравнения большее количество детей отмечали умеренный абдоминальный болевой синдром — 53,3±9,1% (р <0,05)

Выводы по результатам исследования по оценке особенностей клинических проявлений СРК у подростков, перенесших COVID-19

В заключение, авторы делают вывод, что, для подростков с СРК, перенесших COVID-19, характерной является более тяжелая клиническая симптоматика заболевания с более сильным абдоминальным болевым синдромом в сравнении с пациентами с СРК, не ассоциированным с коронавирусной инфекцией. При этом в большинстве случаев для пациентов, у которых манифестация ФГИР была связана с COVID-19, характерно сочетание функциональных нарушений со стороны кишечника и верхних отделов ЖКТ, что проявляется формированием overlap-синдрома — сочетанием СРК и функциональной диспепсии.

Источник: Налетов А.В., Масюта Д.И., Гуз Н.П. ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СИНДРОМА РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ COVID-19//Children’s medicine of the North-West 2021/ Т. 9 № 2: 45-49

Предыдущая
Синдром ходьбы на носках: всегда ли очевидна причина?
Следующая
Ребенок с синдромом Имерслунда-Гресбека и α‐талассемией. Клинический случай
Меню
X