Остеомиелит ребра встречается крайне редко (1% случаев остеомиелита у детей). Заболевание на начальных стадиях может носить скрытый характер, но после проявляться значительным количеством осложнений. При проведении диагностического поиска многие авторы акцентируют внимание на характерных для данного заболевания рентгенологических признаках, результатах компьютерной (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ). Однако результаты визуализации могут быть неспецифическими и часто имитировать другие патологии, в особенности на ранних стадиях заболевания.
Целью детских хирургов Курского государственного медицинского университета стала демонстрация клинической картины острого гематогенного остеомиелита ребра у ребенка в связи с высокой вероятностью поздней диагностики заболевания, учитывая редкую локализацию патологического процесса.
Мама с мальчиком 14-ти лет обратились с жалобами на боль в области правого подреберья, правой половины грудной клетки и затрудненное дыхание. Со слов мамы, в течение 2-х суток наблюдали нарастание симптомов заболевания: вялость, боль за грудиной, повышение температуры тела до фебрильных цифр. После консультации травматолога по месту жительства проведена рентгенография грудной клетки, которая патологии не выявила. Мальчика госпитализировали в хирургическое отделение в связи с выраженным болевым синдромом. Из анамнеза жизни известно, что подросток активно занимается спортом, родители не исключали спортивную травму.
При осмотре обращало на себя внимание отставание правой половины грудной клетки в акте дыхания с ограничением экскурсии по причине выраженного болевого синдрома. Пальпация правой половины грудной клетки была болезненной. Аускультативно – патологии не выявлено. УЗИ плевральной и брюшной полостей — без особенностей. По данным КТ: интерстициальные изменения базальных сегментов нижней доли правого легкого, участок «разрежения» тканей передней поверхности грудной клетки справа. Прокальцитониновый тест был в пределах нормы. Диагноз оставался неясным.
На протяжении 2 сут с момента госпитализации ребенок получал анальгетическую, антибактериальную и инфузионную терапию без эффекта. Ребенка перевели в отделение реанимации.
На 2-и сутки госпитализации при УЗИ сердца обнаружен выпот в перикарде до 3 мм; при рентгенологическом исследовании органов грудной клетки: признаки ушиба правого легкого, двухсторонний малый гидроторакс; при УЗИ правой плевральной полости: эхо-признаки остеомиелита (VII–VIII ребра), наличие остеомиелитического натечника в межреберье (гетерогенная жидкостная структура без кровотока размерами 37х19 мм).
На 4-е сут с момента госпитализации выполнено вскрытие образования по передней поверхности грудной клетки под УЗИ-контролем, получено до 7 мл жидкого гноя, выполнено дренирование полости. По итогам операции поставлен диагноз «Острый гематогенный остеомиелит VII ребра, местная форма. Остеомиелитическая флегмона VII межреберья. Пневмонит справа. Двусторонний малый гидроторакс».
В дальнейшем пациент получал лечение согласно клиническим рекомендациям по лечению острого гематогенного остеомиелита у детей и выписан на 10-е сутки после операции в удовлетворительном состоянии.
Авторы обращают внимание, что редкая локализация патологического процесса, отсутствие гиперемии и припухлости тканей в зоне болезненности, стойкая гипертермия, отсутствие патогномоничных данных по результатам КТ значительно затруднили диагностику остеомиелита у данного пациента. Следует отметить значимость рутинных инструментальных методов исследования таких как УЗИ и рентгенография, благодаря которым и был верифицирован очаг. В то время, как КТ при остеомиелите ребра может быть показательной только на поздних сроках заболевания.