Диагностика, лечение и профилактика сахарного диабета второго типа у детей и подростков

Рост распространенности детского сахарного диабета 2 типа (СД2) наблюдается во всем мире параллельно с увеличением частоты ожирения у детей. Известно, что СД2 у детей и подростков является особенно агрессивной формой болезни, связанной с высокой частотой терапевтических неудач и приводящей к гораздо более ранним осложнениям, чем «взрослая» форма заболевания.

Специалисты Отделения педиатрии Университетской больницы Иоаннины (Греция) опубликовали обзор имеющихся данных по диагностике, лечению и профилактике СД2 у детей и подростков.

СД2 — гетерогенное метаболическое расстройство, характеризующееся гипергликемией, инсулинорезистентностью и относительно нарушенной секрецией инсулина. Выявлено несколько генов, которые, по-видимому, играют определенную роль в патогенезе (полигенное заболевание), приводя к сильной генетической предрасположенности. В ряде исследований было показано, что у девочек-подростков вероятность развития СД2 в 1,3–1,7 раза выше, чем у мальчиков, по неясным пока причинам. Известно, что 40% случаев СД2 диагностируются в молодости в возрасте от 10 до 14 лет, а остальные 60% — в возрасте от 15 до 19 лет. Существует мнение, что половое созревание играет центральную роль в развитии СД2 из-за физиологически повышенной инсулинорезистентности подросткового возраста.

Треть пациентов с впервые выявленным СД2 являются тучными подростками, обследуемыми по поводу случайно выявленной глюкозурии или гипертонии или дислипидемии. Примерно у половины подростков с СД2 наблюдаются типичные симптомы гипергликемии, такие как полиурия, полидипсия и никтурия. Частой жалобой являются грибковые инфекции кожи или тяжелый кандидозный вульвовагинит у девочек-подростков.

По данным Американской диабетической ассоциации (ADA), критерии, используемые для диагностики диабета у молодежи, такие же, как и у взрослых людей. Важным этапом является дифференциация диагноза СД2 от СД1 и других редких типов диабета. Необходимо использовать комбинацию данных анамнеза, клинических характеристик и лабораторных исследований. Следует учитывать возраст (при СД2 средний возраст дебюта заболевания 13,5 лет), наследственность (75–90% пациентов с СД2 имеют больного родственника первой линии), этническую группу (меньшинства имеют более высокий риск СД2), массу тела (подростки с СД2, как правило, страдают ожирением), клинические данные (в частности, проявления метаболического синдрома). Следует помнить, что, поскольку СД2 не является иммунологически опосредованным, идентификация одного или нескольких антител к панкреатическим (островковым) клеткам у подростка с диабетическим ожирением будет указывать на наличие у пациента аутоиммунного диабета.

Наилучшим подходом к лечению подростков с СД2 является сочетание немедикаментозных и фармакологических вмешательств с тщательным мониторингом и последующим наблюдением. Согласно рекомендациям Международного общества детского и подросткового диабета (ISPAD) и ADA, опубликованным в 2019–2020 гг., наилучшие медицинские услуги для подростка с СД2 могут быть предоставлены междисциплинарной командой, состоящей из эндокринолога, медсестры-педагога, диетолога, психолога и врача по лечебной физкультуре.

Цели ведения подростка с СД2 заключаются в следующем:

  • достижение и поддержание нормального уровня гликемии с минимальными гипогликемическими эпизодами;
  • снижение массы тела, повышение чувствительности к инсулину и, возможно, секреции инсулина;
  • своевременное выявление и лечение заболевания и сопутствующих заболеваний и осложнений, таких как артериальная гипертензия, дислипидемия, стеатоз печени, нефропатия и ретинопатия;
  • максимально предотвратить или отсрочить развитие макрососудистых осложнений СД2, таких как сердечно-сосудистые заболевания и инсульт.

В течение нескольких лет единственными препаратами, одобренными Управлением по контролю за продуктами питания и лекарствами США (FDA) и Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA) для лечения СД2 у детей и подростков, были метформин и инсулин.

Лираглутид — аналог глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1), который действует путем увеличения глюкозозависимой секреции инсулина из β-клеток поджелудочной железы после приема пищи, обеспечивая тем самым соответствующий инсулиновый ответ и избегая гипергликемии. Он также может способствовать умеренной потере веса из-за задержки опорожнения желудка и центрального влияния на аппетит. FDA и ЕМА одобрили использование лираглутида для лечения СД2 у детей и подростков в 2019 году.

Авторы подчеркивают, что СД2 — в значительной степени предотвратимое заболевание, с которым можно эффективно бороться только в том случае, если его основную причину (детское ожирение) предотвращают на всех этапах: от зачатия до взрослой жизни. Если семьи, школы, врачи, службы здравоохранения, политики и общество в целом примут ожирение ребенка как новую «норму» и не будут действовать оперативно, никакие управленческие подходы не смогут защитить следующее поколение.

Источник: Serbis A., Giapros V., Kotanidou E., Galli-Tsinopoulou A., Siomou E. Diagnosis, treatment and prevention of type 2 diabetes mellitus in children and adolescents World J Diabetesv. 2021; 12(4): 344–365

Предыдущая
«Придает силу» или «вызывает тошноту»? Рассуждения детей о здоровой пище
Следующая
Редкие анемии у подростков
Меню
X