Влияние эмоциональных факторов на отношение родителей к вакцинации

Вакцинация считается одним из важнейших достижений общественного здравоохранения. Подсчитано, что иммунизация ежегодно предотвращает 2-3 миллиона смертей. Однако, неуверенность родителей в принятии решения о вакцинации своего ребенка зачастую приводит к отказу от прививки. Проблема была рассмотрена Стратегической консультативной группой экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и была сформулирована как «откладывание или полный отказ от вакцинации, несмотря на доступность вакцинных услуг, что может привести к вспышкам заболеваний, предотвратимых с помощью вакцин».

Нерешительность родителей в настоящее время рассматривается как сложное и многомерное явление, конкретно относящееся к вакцинопрофилактике.

Специалисты Университета Падуи (Италия) провели исследование, в котором приняли участие 593 родителя детей, посещающих государственные ясли и детские сады. Родителям было предложено заполнить анкеты, состоящие из 4-х разделов. В первом разделе их попросили сообщить о трех образах или концепциях (далее: «ментальные образы»), с которыми у них ассоциируется слово «вакцина» и оценить эти образы по 5-бальной шкале от -2 (“абсолютно отрицательные”) до +2 (“абсолютно положительные”). Во втором разделе родители отвечали на вопросы, которые тоже характеризовали их отношение к вакцинам. В третьем разделе респонденты заполнили шкалу «Профиля эмоциональной компетентности» (ПЭК) (данная шкала измеряет самооценку внутриличностной и межличностной эмоциональной компетентности). В последнем разделе анкеты респондентам предложили ответить на ряд социально-демографических вопросов.

При анализе результатов анкетирования выявили, что, чаще всего родители высказывали опасения по поводу побочных эффектов или нежелательных реакций после вакцинации, сильно беспокоились о риске развития заболевания, предотвращаемого соответствующей вакциной. Также, родители сомневались в способности вакцин защитить ребенка и, даже, высказывали крайне негативное мнение о вакцинации.

При оценке результатов исследования, полученных после проведения серии регрессионных анализов, выявили, что, чем выше внутриличностная эмоциональная компетентность, тем меньше опасения родителей по поводу безопасности вакцин. Интересно, что, те ментальные образы, которые были оценены, как «положительные» заставляли людей больше беспокоиться о негативных последствиях, которые могут быть спровоцированы болезнями, предотвращенными вакцинами. Также, положительные ментальные образы связаны с низкой приверженностью родителей к натуралистическим идеям касательно вакцин.

Результаты исследования показывают, что индивидуальные различия в эмоциональной компетентности могут влиять на принятие окончательного решения. Обладание высокой внутриличностной эмоциональной компетентностью означает способность осознавать, что негативные эмоции, возникающие при размышлении о вакцинах, часто основаны на потенциально неточных субъективных представлениях, а не на научных фактах.  В этой связи, следует упомянуть опубликованные данные, что в Италии педиатры являются лишь третьим по значимости источником информации о вакцинах для беременных женщин и, что им предшествуют веб-сайты и сарафанное радио. Исправление неправильных представлений, основанных на дезинформации, является непростой задачей и может даже иметь неприятные последствия.

Авторы полагают, что стратегии просветительской работы и общения с родителями не должны опираться на социальные факторы, а сосредоточиться на аспектах, связанных с эмоциональными переживаниями родителей.

Источник: Gavaruzzi T, Caserotti M, Leo I, Tasso A, Speri L, Ferro A, Fretti E, Sannino A, Rubaltelli E, Lotto L. The Role of Emotional Competences in Parents’ Vaccine Hesitancy. Vaccines (Basel). 2021 Mar 22;9(3):298. doi: 10.3390/vaccines9030298.

Предыдущая
Избирательный дефицит иммуноглобулина А в практике врача-педиатра
Следующая
К вопросу об ингаляционной анестезии у детей в амбулаторной стоматологии
Меню
X