Эпизоды острой головной боли или детская мигрень: как помочь маленьким пациентам?

Мигрень является наиболее частой причиной головной боли у детей. Распространенность острой мигрени составляет приблизительно 2–5% среди детей дошкольного возраста, 10% среди детей школьного возраста и 20–30% среди девочек‐подростков. Мигрень может существенно менять качество жизни ребенка, влияя на его образование, социализацию и будущую семейную жизнь.

Дети с младенческими коликами подвергаются повышенному риску развития мигрени в более позднем возрасте. У детей дошкольного возраста мигрень часто состоит из эпизодов, когда ребенок выглядит больным, сонливым, бледным, перестает играть, жалуется на боли в животе, отмечается рвота. Боль может проявляться раздражительностью, плачем, покачиванием или поиском темной комнаты. Пациенты в возрасте от 5 до 10 лет, как правило, испытывают двустороннюю головную боль в области лба с сопутствующей тошнотой, болью в животе, рвотой, светобоязнью, фонофобией и сонливостью. Обычно этих детей описывают как «бледных с темными кругами под глазами». Аура начинает появляться в среднем школьном возрасте. Подростки жалуются на двухсторонние, а позднее и на односторонние височные головные боли, хотя локализация и интенсивность боли может меняться. Мигрень может возникать как с аурой, так и без нее. Эпизодические мигрени могут длиться от 2 до 72 часов, но обычно продолжаются менее 4 часов. После фазы головной боли пациент может пережить постдромальную фазу, когда ребенок чувствует себя либо приподнятым и энергичным, либо, что более типично, истощенным и вялым.

Дети с мигренью имеют в анамнезе по меньшей мере пять приступов умеренной или сильной головной боли, сопровождающиеся отвращением к сильным раздражителям (таким как яркий свет, громкие звуки, резкие запахи), тошнотой, усилением боли при физической нагрузке и облегчением при отдыхе. Ребенок с мигренью должен пройти обычное неврологическое обследование. Пациентам с судорожными припадками в анамнезе, недавней травмой головы, с очаговой неврологической симптоматикой показаны визуализирующие исследования (компьютерная томография). Электроэнцефалография должна быть проведена детям с атипичной мигренозной аурой, эпизодической потерей сознания или другими симптомами, наводящими на мысль о судорожном расстройстве. Люмбальная пункция показана при подозрении на менингит, энцефалит, субарахноидальное кровоизлияние.

Принципы терапии должны включать выявление потенциальных триггерных факторов, устранение болевого синдрома и профилактическое медикаментозное лечение. Авторы отмечают, что сон может быть самым мощным средством лечения мигрени. При приступе головной боли ребенку по возможности следует лечь в прохладную, темную, тихую комнату и заснуть.

При легких и умеренных приступах рекомендуется применять ибупрофен в начальной дозе 10 мг/кг. Для детей с острой мигренью, которые имеют выраженную тошноту с приступами рвоты, авторы рекомендуют применять прометазин в ректальных свечах (в России представлена только таблетированная форма).

При умеренных и тяжелых приступах следует рассмотреть возможность применения специфических для мигрени препаратов (суматриптан).

Пациентам с необычно тяжелыми или длительными приступами, как правило, применяют парентеральные препараты в условиях отделения неотложной помощи.

Внутривенные и интраназальные формы дигидроэрготамина успешно используются у детей и показаны при мигрени, которая не ответила на другие методы лечения.

Авторы отмечают, что существуют ограниченные доказательства наилучшего профилактического лечения мигрени в детском возрасте. Хорошим ответом на профилактические препараты считается 50%-е снижение частоты или тяжести приступов. Трудно продемонстрировать эффективность лечения из-за традиционно высокой частоты плацебо-реакции у детей, которая в некоторых исследованиях приближается к 50–70%. Имеющийся опыт подтверждает эффективность топирамата или амитриптилина, а также когнитивно-поведенческой терапии в профилактике приступов мигрени у детей.

 

Источник: Youssef P. E., Mack K. J. Episodic and chronic migraine in children. Dev Med Child Neurol. 2020 Jan; 62(1): 3441. doi: 10.1111/dmcn.14338.

Предыдущая
Подростковые акне. Современные представления о патогенезе, особенностях клинической картины и принципах терапии
Следующая
Витамин-К-дефицитная коагулопатия. Выявление ранних геморрагических проявлений — фактор, определяющий успех терапии
Меню
X