Генетики выяснили, почему люди с синдромом Дауна редко страдают от опухолей

Американские ученые открыли набор из нескольких десятков генов, которые защищают носителей синдрома Дауна от солидных злокачественных опухолей разных типов. При этом они ухудшают работу сердца и мышц. Результаты исследования опубликовал научный журнал Scientific Reports.

«Результаты наших наблюдений выглядят очень многообещающе: их можно использовать при создании терапии, которая действовала бы на эти гены и подавляла бы рост опухолей в организме людей, которые не являются носителями синдрома Дауна. Вдобавок работу этих генов можно нормализовать в организме детей с лишней хромосомой», — рассказала генетик Екатерина Галат, один из авторов работы.

В ходе исследования ученые выделили из образцов кожи двух пациентов с синдромом Дауна стволовые клетки и стимулировали их размножение и превращение в клетки сосудов и мышц. Генетики выделили набор из более чем ста генов. Среди них — три десятка участков в самой 21-й хромосоме, активность которых у пациентов с синдромом Дауна была снижена.

Эти участки ДНК были напрямую связаны с двумя последствиями развития синдрома Дауна — нарушениями роста мышечных клеток и соединительной ткани, а также с высокой стойкостью к солидным опухолям. Исследователи предполагают, что оба этих феномена связаны друг с другом. Дело в том, что росту опухолей мешают те же нарушения в работе генов, которые отвечают за миграцию клеток, формирование новых сосудов и рост соединительной ткани, что и мышцам пациентов с синдромом Дауна.

Помимо этого, ученые нашли несколько десятков генов, которые связаны с работой иммунитета, чья активность после удвоения 21-й хромосомы выросла. Галат и ее коллеги предполагают, что они тоже могут защищать носителей синдрома Дауна от опухолей. Их дальнейшее изучение, как надеются исследователи, позволит создать генную терапию.

Источник