«Путешествие храбрых». Когнитивно-поведенческая терапия в классе

Тревожные расстройства являются наиболее распространенными психическими заболеваниями, затрагивающие, в том числе детей и подростков. Специалисты из Японии (педиатры, детские неврологи, психиатры и психологи) сообщают, что количество детей, которые отказываются ходить в школу, неуклонно растет. Результаты ежегодного опроса учителей начальной и средней школы, проводимого Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, показали, что «тревожность ребенка» была наиболее распространенной причиной, которую указывали учителя в качестве повода для пропуска занятий. Превентивные программы, доказавшие свою эффективность в отношении предотвращения психических расстройств у детей и подростков, в основном основаны на когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

Авторы настоящей публикации разработали новую программу «Путешествие храбрых», направленную на борьбу с тревогой и депрессией у детей. Уникальность этой Программы в том, что ее могут проводить учителя начальной школы без участия специалистов — психологов и психиатров. Целью исследования послужила необходимость доказательства эффективности Программы в большом количестве школ с привлечением школьных учителей в качестве координаторов.

Всего в исследовании приняли участие дети в возрасте от 10 до 12 лет из 30 школ. 1583 ребенка составляли основную группу (Группа 1), дети из которой участвовали в «Путешествии храбрых». В контрольную Группу 2 включили 1095 детей, которые обучались по обычной школьной программе.

Программа «Путешествие храбрых» состояла из десяти стандартных сеансов когнитивно-поведенческой терапии, каждая по 45 минут. Сеансы программы проводились как часть обычных школьных уроков, в том числе физкультуры. Семинары для учителей включали мини-лекцию по КПТ и объяснение содержания программы, ролевые игры и обратную связь. Было проведено 8 семинаров с участием 30–40 учителей. Дети должны были записывать основные понятия, изученные на сеансе, а также, выполнять домашние задания для усвоения знаний и навыков. В таблице представлено примерное содержание сеансов.

 

Тема сессии Примерное содержание
1 Понимание четырех основных чувств Определение роли отрицательных чувств. Обучение технике мастерства и удовольствия, регистрации положительных эмоций
2 Отслеживание чувства тревоги и постановка целей Определение роли тревожных чувств. Обучение технике отслеживания тревожных чувств
3 Реакции тела и расслабление Реакция «бей или беги». Тренировка релаксации (расслабление мышц и дыхания)
4 Этапы уровня тревоги Принцип постепенного воздействия. Техника ступенек
5 Модель познания тревожности Разработка когнитивной модели
6 Выявление когнитивных искажений и преодоление размышлений Развитие метакогнитивной осведомленности и отслеживание адаптивных мыслей
7 Когнитивная перестройка при тревоге Осуществление когнитивной реструктуризации
8 Навыки уверенности для снижения социальной тревожности Развитие напористости, уверенности в себе
9, 10 Резюме Обзор всех техник КПТ

 

При анализе результатов исследования учитывали ответы детей на вопросы по шкале SCAS (Spence Children’s Anxiety Scale, опросник детской тревожности).

После первичного анализа расчетные средние изменения SCAS от исходного уровня до последующего наблюдения составили — 4,91 балла в группе 1 и — 2,53 балла в контрольной группе; разница между группами составила 2,37 балла (p < 0,0001). Согласно результатам проведенного исследования, десять 45-минутных сеансов программы «Путешествие храбрых», проведенных в японских начальных школах специально подготовленными учителями, статистически достоверно снизили уровень тревожности у детей группы 1 по сравнению с контрольной группой.

Авторы подчеркивают важность привлечения учителей к проведению подобных профилактических сеансов КПТ. Учителям легче замечать повседневные стрессовые факторы у своих учеников, учитывать личностные особенности, круг общения, привычки. Однако для успешной реализации подобных Программ, важно минимизировать перемещение учеников из класса в класс и частую смену учителей.

Результаты настоящего исследования диктуют необходимость проведения крупномасштабных долгосрочных проектов с имплементацией полученного опыта и более детальной оценки эффективности программы «Путешествие храбрых»

Источник: Urao Y., Ohira I., Koshiba T., Ishikawa S. I., Sato Y., Shimizu E. Classroom-based cognitive behavioural therapy: a large-scale non-randomised controlled trial of the ‘Journey of the Brave’. Child Adolesc Psychiatry Ment Health. 2021 Apr 24; 15(1):21. doi: 10.1186/s13034-021-00374-6. PMID: 33894787; PMCID: PMC8070271.

Предыдущая
Редкие анемии у подростков
Следующая
Возможности оптимизации стратегий иммунопрофилактики в свете понимания особенностей адаптивного иммунитета младенцев
Меню